Картинка к важной новости

Директор мастерской

1 мая 2016 г.

Сверхъестественная журналистика: «Нам нужен Дон Кихот, который идет туда, куда ещё никто не ходил»

Андрей Васенёв, журналист, главный редактор издания «Стол» и координатор мастерской - о религиозной журналистике, Макаронном монстре, и о том, почему верующие - не пушистые зайчики.

Название мастерской вызывает вопросы. О чем будет "Сверхъестественная журналистика"?

Да, название не самое лучшее. Был вариант “Противоестественная журналистика”. Это лучше и точнее, потому что естественной и привычной сферу наших интересов назвать нельзя. Но мы понимаем, что на такое название налетит много мух, и нам будет трудно отогнать их от наших котлет.

Речь идет об освещении религиозной повестки дня в России. Для обывателя эта сфера всегда была немного космической. Недаром люди неверующие обходят стороной весь комплекс религиозной тематики, плодят страхи вокруг сект, часто не понимая, что это. Или агрессивно себя ведут там, где элементарно не хватает понимания. И мы не ставим своей целью всем рассказать, что верующие люди - это пушистые зайчики, которых охраняет зубастый закон, а все остальные - это потенциальные уголья на дне самого глубокого ада. Вера - это реальность. Её можно и нужно описывать. Желательно при этом понимать, о чём идет речь, не говорить глупостей. Иначе это будут постоянные танцы с бубном и никакого конструктива и ясности в СМИ.

По идее, каждая мастерская на ЛШ покрывает дефицит. Какой дефицит покрывает ваша мастерская?

Нам кажется, что тем, кто пишет о религии, о вере - по необходимости ли или потому, что какая-то тема действительно зацепила, - часто не хватает знания не то что нюансов, а даже каких-то элементарных вещей. Кроме того, религия - поле сильно ангажированное, политизированное, связанное с различными “корпоративными” интересами. И за политическими высказываниями часто можно не увидеть чего-то более интересного и важного. Как в той сказке про вершки и корешки. Вот мы и хотим, чтобы те, кто приедут к нам учиться, уехали людьми, чувствующими себя более свободно в этом пространстве. То есть во-первых, чтобы они не делали глупых ошибок, а во-вторых, научились фокусироваться на главном, как бы обрели этот навык.

Почему ты считаешь, что важно учить писать о религиозных вопросах?

Важно учиться вообще. Образование - это ведь не получение суммы знаний. Это формирование некоторого образа в себе и видение, понимание образа в том, что вокруг, обретение ясности, каких-то ориентиров, критериев. Без образования человек обречён скользить по поверхности. Вопрос о том, можно ли сделать человека журналистом, - это вечный вопрос, который всегда упирается в призвание человека. А вот если уж человек определился со своей профессией, то научить его тонкостям сферы, в которой он хочет работать, - это важно. А кто сейчас учит разбираться в религиозной повестке дня?

Как выглядит потенциальный участник мастерской? 18+ или школьникам тоже можно?

Я смотрю на тех, кто уже прислал заявки, и не нарадуюсь на этих девчат. Вопреки возможным представлениям, наш клиент - это не фрик, не маргинал, а Дон Кихот (или прекрасная донья), который идет туда, куда ещё никто не ходил. Это человек, который чувствует перспективу, понимает, что это сфера тонкая, в которой мало специалистов и, одновременно, ищет не только славы (на которую после нашей мастерской прилежный студент будет обречён), но и своего реального призвания на этом поприще.

Дети до 18 лет не думают об этом. Представления школьника о собственном будущем, как правило, так же фантастичны и туманны, как рассказы наших политиков о будущем нашей страны. Вообще есть подозрение, что человек в современном российском обществе созревает где-то к сорока годам. Это я по себе - несозревшему тридцатилетнему - сужу, в первую очередь. Но мы верим в лучшее и хотим вкладываться в молодежь.

Как именно вы будете учить писать о религиозных вопросах?

Программа, как у всех: теория, практика, работа над ошибками - и так по кругу. У нас есть преподаватели, которые могут внятно на любой глубине, со всякого рода нюансами рассказать о главных конфессиях и новых религиозных движениях в России. А журналистский курс прочитают редакторы с многолетним опытом работы в федеральных изданиях, таких как “Огонёк”, “Профиль” и проч. Сейчас все они объединены в редакции медиапроекта “Стол”. Это уникальная площадка, где уже год на волонтёрских началах мы пытаемся находить общее поле смыслов для верующих и неверующих. Честно говоря, недели, конечно, не хватит. Но это первая отчаянная попытка, она необходима, чтобы знать, куда двигаться дальше.

Как будет выглядеть один день жизни вашей мастерской?

Круто было бы сказать, что всякое доброе дело начинается с молитвы. Но у нас нет ограничений на вероисповедание. К нам может поступить даже пастафарианин, если он будет способен работать, а не только дуршлаг на голове ноcить. Поэтому день будет начинаться с кофе и темы дня, которую будет подбрасывать нам жизнь.

Потом лекции (в день всего три - одна или две по религиозной проблематике, и столько же по работе собственно с текстом), написание материалов, много вкусной еды и общения. Вообще говоря, по опыту участия в ЛШ, создать атмосферу на мастерской - это 80% успеха.

Может такое случиться, что в этот день у нас будет экспедиция. Это вылазка в какую-нибудь Дубну, чтобы отработать полученные знания на практике и привезти оттуда материал: репортаж, новость, заметку - что угодно. Но должна быть сделана работа, которую можно оценить.

Отдельный вопрос о проектах - будут ли они, и какие?

Наша мастерская - это единый проект. Мы дадим сладкий концентрат с вишенкой - основы по журналистике и религиоведению, курс политинформации, в два захода соберём материалы и получим на выходе цельный выпуск виртуального журнала. Причем эти публикации не пропадут. Одна из наших задач - это найти нашим талантливым падаванам площадку для публикации их супер-текстов.

Кроме того, некоторые преподаватели могут презентовать свои проекты. Так, наш фоторедактор привезет просто космический фотопроект “Люди Великой Субботы” - это разрыв шаблона о верующих людях, представленный через фоторяд.

Каким результатом мастерской ты останешься доволен? Что должно получиться в итоге?

Должны получиться люди, который захотят сделать второй шаг по этой тернистой тропинке. Это главное. Вся заморочка ради этого. А чтобы это не повисало на уровне благопожеланий, мы будем смотреть на их материалы, которые в нормальном случае можно превратить в какой-то пилотный выпуск нового СМИ или опубликовать в уже существующих, в том числе партнерских.

Мне любопытно, а “сверхъестественные” журналисты - они какие?

Если оставить за скобками все клише, которыми можно описать просто хорошего журналиста (свобода взглядов, объективность (бла-бла-бла), ответственность, любовь к своей профессии, интерес к жизни, способность всё видеть иначе), то это человек, посягающий на то, чтобы применить все свои лучшие качества в той сфере, где немного иначе работают законы естества. Иногда не работают вовсе. Ну как понять эту историю про любовь к врагам, например?! Ведь очень естественно их не любить. Здесь общественный моральный кодекс идет покурить и работает что-то иное, что наука не опишет, но познанию это сфера безусловно открыта.

Почему стоит поехать на мастерскую сверхъестественной журналистики? В чём её уникальность?

А просто больше нигде ничего подобного нет. Есть профильные религиозные структуры, но это о другом. Например, епархиальные курсы в РПЦ - это такой ликбез для отчаянных, которых подчас против их желания поставили на соответствующие должности в церковных структурах. Потом подобного рода площадки изнутри конфессии - это на 90% апологетика, причём часто не самой умелая. Людей учат оправдываться. И это понятно. Современное общество атомизировано и ригористично. А лояльная к религии общественная прослойка настолько мала, что ею просто можно пренебречь. И чаще всего лояльностью у нас называют равнодушие. Но если все же человек попадает в ситуацию оценки религиозного института, то оценка будет агрессивная.

А мы же любим брать только хорошее. Вот из “запрещенной” Европы вполне стоило бы утащить подлинный интерес к человеку, искреннее желание понять другого.

Ещё много бонусов и печенек, о которых я могу долго рассказывать, но лучше приехать на мастерскую и узнать их от меня лично и наших преподавателей класса perfect life.