Мастерская иллюстрации откроется впервые. Как будет выглядеть учебный процесс, что участники будут делать с головой Сократа, и почему за две недели реально изменить представление об иллюстрации, рассказала директор мастерской Мария Артемьева.
В чем идея мастерской?
Нам кажется очень важным то, что остается от иллюстрации, если убрать визуальное, внешнее и попробовать пересказать ее словами. Если иллюстратор хотя бы задумывается об этом, его работа гарантированно становится интереснее. Все мы легко считываем, скажем, пиктограммы, и научиться объясняться рисунками – все равно что выучить иностранный язык. Визуальное мышление – синоним образного мышления. Так вот, образное мышление – это просто развитое мышление.
Чему можно будет научиться в рамках мастерской?
Научить рисовать или стать полноценным иллюстратором за две недели невозможно. Мы рассмотрим ошибки и попытаемся объяснить, как над ними работать. За это время мы надеемся успеть обсудить вопросы, которые остро стоят в иллюстрации перед начинающими авторами, рассуждая с позиции, что иллюстрация — это скорее визуальная литература, чем красивые картинки. Что важнее: повествование или технологическое решение? Рисовать будем много — осознанно и интуитивно, и к концу двух циклов устроим выставку.
Как будет выглядеть учебный процесс?
Во-первых, у нас будут лекции от кураторов и приглашенных преподавателей. Во-вторых, ежедневный предобеденный скетч: рисуем с натуры, чтобы научиться создавать свежие, небанальные, лихие вещи. Все-таки, изображение всякого оригинального предмета помогает затем в создании абсолютных, абстрактных форм. Изучение геометрических форм, насыщенности, «напряжённости» изображения, поиски композиции. В-третьих, мы будем выполнять экспериментальные упражнения, которые необходимы для понимания глобальных задач, стоящих перед иллюстратором. Они будут как изобразительными, так и нарративными. Также мы познакомимся с большим количеством инструментов для их решения. Например, будем работать со скульптурным пластилином. Если толково поставить свет, может получиться нечто чудесное. В рукотворной работе есть все эти великолепные грешки естества, которые на отпечатанной бумаге смотрятся уже как недостаток профессионализма. Но они важны.
Зачем иллюстратору пластилин?
Любой эксперимент рождает продукт. Часто бывает, что хороший технический уровень рисунка нисколько не помогает человеку, а наоборот, запирает его в привычные технологии, особенно часто это бывает с академическим подходом. Бесконечные кувшинчики, драпировки и гипсовые Сократы. Эти погасшие глаза, в которых навсегда отпечаталась какая-нибудь остроумная шутка седобородого профессора.
Кстати, а расскажи про работу иллюстратора. Как это выглядит?
Могу на своем примере. По трудовой, я дизайнер инфографики, но на деле рисую картинки, которые наполняются нужными буквами и цифрами только в конце. Такой подход мог бы загубить работу напрочь, но мои коллеги - глубоко чувствительные люди. Они приносят темы, которые имеют больше повествовательный характер, чем аналитический. Например, о предприятиях с космическими названиями и их количестве: сколько в Москве столовых «Орбита», а сколько такси «Метеор». Поэтому нарисованная мной белка в космическом корабле, которая перевозит орехи в закрытой коробке, вполне безопасна.
Если возвращаться к Мастерской, сколько людей будет участвовать?
У нас будут три куратора и 15 участников.
Какие вы планируете делать проекты на Школе?
Научный комикс, который объяснит сложные понятия.
Дневник Летней школы. Гигантская механическая сосисочная мафия наведывается к полуночному костру на берегу Волги, на подмогу обгоревшим зефиркам. Создать движение в рамках одной иллюстрации сложнее всего, и тем круче выглядят те рисунки, где это случилось.
Книжная иллюстрация. Будем рисовать по рассказам, написанными детьми. Можно смотреть на рисунок и видеть на нем гигантскую сосиску, но на каком-то другом уровне восприятия надо обязательно понимать, что это символ, который что-то значит. Потому что ведь сама по себе гигантская механическая сосиска – это, согласитесь, полнейший бред. И потому, я вполне уверена, нужно всегда оставлять в своих иллюстрациях пространство для интерпретаций – чем больше, тем лучше.
А супер-преподаватели планируются?
Мы сейчас обсуждаем приезд с лекторами, но до конца июля еще довольно много времени, мало кто может дать точный ответ. Приглашаем Виктора Меламеда, руководителей иллюстраторского агентства Bang! Bang!, Радиона Китаева, Сашу Костенко, арт-директора издательства «Самокат» Владу Мяконькину, всяких разных прекрасных комиксистов.
С другими мастерскими планируете сотрудничать?
Конечно. Например, мы будем рисовать афиши для мастерской Доккино, и хотели бы поработать с текстами журналистов, но, как бы это ни было грустно иллюстратору, хорошему тексту не нужны никакие иллюстрации. Правда об этом никто не догадывается, так что у иллюстраторов много работы. А про комиксы я уже говорила – это самая широкая область взаимодействия с научными мастерскими.
Если представить твою мастерскую через 5 лет - что это будет? Есть ли у тебя, как у директора, глобальная цель?
Любой ответ сейчас — прогноз гадалки. Мы даже не представляем, кто откликнется на появление нашей мастерской. Думаю, итоговые работы по окончанию школы, дадут большее понимание.
Почему потенциальный летнешкольник должен безумно захотеть поехать именно на вашу мастерскую?
Часто бывает, люди, которым нравится рисовать, это те, которые берут лист и заполняют его узорами шариковой ручки. Их трудно заставить поднять глаза от этой бумаги и, собственно, нарисовать жизнь, которая у них под носом. Просто, мне кажется, интересно может быть только с теми, кто умеет смотреть по сторонам. Вот таких людей мы и ждем. Имея под собой природу совершенно наивную: бесконечное признание в любви самым разным художникам.
Мария Артемьева, директор Мастерской иллюстрации