Картинка к важной новости

Фото: Катя Бровина, Катя Моисеева, Настя Цицинова

12 июля 2019 г. «Пресс-изба»

«Пожертвования — это тоже про свободу»: как финансируется «Летняя школа»

Узнав, как функционирует проект, вы поймете, почему пренебрежение добровольными благотворительными пожертвованиями считается дурным тоном. Если вы забыли поддержать «Летнюю школу» во время сезона, можно сделать это сейчас.

«Летнюю школу» можно назвать уникальным проектом, по крайней мере с учетом масштабов происходящего. Мы не знаем ни одной инициативы, где общее дело поддерживали бы все причастные — от участников и организаторов мастерских до преподавателей и сочувствующих ЛШ. Каждый производит пожертвование через форму на сайте «Летней школы» в размере от 400 рублей за сутки пребывания на базе «Волга», в результате чего проект может закупать продукты и расходные материалы, развивать базу и продолжать существовать.

Это текст о том, почему от поддержки и причастности всех летнешкольников зависит будущее и настоящее всего проекта. О том, почему добровольные пожертвования являются главным залогом независимости и самостоятельности «Летней школы», рассказывают один из основателей ЛШ Григорий Тарасевич и замдиректора ЛШ Яна Сергиевская.



«Сначала я процитирую одного из героев братьев Стругацких: "А вот свобода, браток, это другой разговор. За свободу и хребет поломать можно...". Так вот, эти пожертвования — это тоже про свободу. В нашем проекте принято, что каждый сдает деньги. Кто-то 400 рублей в день, а кто-то 1500 — у всех разные доходы и разные возможности. Благодаря тому, что пожертвования делают все — от академика до школьника — мы можем позволить себе такую роскошь как свобода. Мы были и остаемся независимым свободным проектом, не зависящим от государства, спонсоров или кого-то еще. На вопросы: “Чей это проект? Кто над вами? Кто за вами стоит?”, мы можем гордо отвечать: это проект наш и больше ничей. Над нами только небо. За нами только поле».

— Григорий Тарасевич





«Благодаря пожертвованиям "Летняя школа", при прочих равных, может проводиться без внешних вливаний. Несмотря на то, что мы стали большими, несмотря на то, что мы живем на базе, которая требует от нас финансовых вложений из года в год, обычно нам хватает пожертвований из года в год, чтобы обеспечить себя целой кучей всего: едой, водой, техническим и бытовым обеспечением – соответственно, мы просто на это живем.

У "Летней школы" изредка – точнее, не гарантированно – бывают какие-то внешние денежные вливания. Все деньги, которые нам давали – это всегда был бюджет на развитие. Летнешкольные пожертвования – те минимальные суммы, которые нужны нам на сезон и немножко на старт следующего сезона.

Итоговая сумма остается непредсказуемой, потому что пожертвования прилетают в течение всего сезона, и мы надеемся и ждем каждого. Всегда есть некое опасение, что если не останется запаса на межсезонье, то нам будет очень сложно стартовать в следующий сезон. И это будет для нас полной беспомощностью в плане межсезонных мероприятий, от фестивалей до элементарной печати наклеек. Казалось бы, мелочь, но из таких сумм набегают как раз такие радостные излишества».

— Яна Сергиевская


«Летняя школа» — некоммерческий проект. Никто из организаторов ЛШ не получает зарплату, за исключением врача и дежурного пожарного. Добровольные пожертвования необходимы для того, чтобы подготовить базу «Волга» к приезду летнешкольников. На полученные средства «Летняя школа» делает ремонт, закупает продукты питания и хозяйственные товары. О бюджете ЛШ рассказывают председатель РОО «Летняя школа» Юрий Романов и секретарь Совета ЛШ и директор Зимней «Летней школы» Антон Самойлов.





«"Летняя школа" собирает благотворительные пожертвования потому, что это основной источник наших денежных средств. Эти деньги идут главным образом на питание и всякие хозяйственные нужды. Это оплата за перевозки, строительные работы, обеспечение жизни школы от ассенизатора до вывоза мусора, Небольшая часть идет на покупку техники, ремонт, на оборудование кухни, разные другие вещи.

В любом случае, внесение пожертвования – личное дело того, кто жертвует или не жертвует, заставить их вносить мы никак не можем, и не собираемся этим заниматься. Но из пожертвований складывается уровень жизни на "Летней школе", за счет них она и живет. Грантовые деньги у нас бывают не каждый год и составляют наш бюджет развития. Повседневные же нужды обеспечиваются таким вот краундфандингом».

— Юрий Романов





«Мы стараемся жить по средствам, поскольку у нас нет какого-то кармана, в который мы можем залезть и взять. Система добровольных пожертвований хороша, потому что ты даешь деньги, и понимаешь, на что ты их даешь. Ты все видишь своими глазами: купили одеяла, появился обогреватель. Ты видишь и думаешь: “Это классно. Я внес пожертвование, а эти деньги приехали обратно, но в другом виде. Теперь они меня греют”.

Верхней планочки у нас нет. Нижняя рекомендованная планка за сутки пребывания одного человека составляет 400 рублей, потому что мы знаем, сколько денег требуется на содержание “Летней школы”. Это наше питание, расходы на проекторы, одеяла, спальники, обогреватели — на все, что условно общественное. Если мы видим, что у нас осталось мало денег, мы откажемся от покупки чего-то. 400 рублей — необходимый минимум для того, чтобы “Летняя школа” состоялась.

Каждый год возникает ситуация, когда перед началом “Летней школы” вдруг падает навес или протекает крыша. Нам не хватает материалов и инструментов, поэтому все это нужно покупать. Тогда квартирьеры, директорат и оргкомитет вносят пожертвования заранее. Я, например, всегда вношу свое пожертвование в мае, потому что знаю, что средства будут нужны “Летней школе” уже в июне, когда мы начнем заключать договоры, вносить предоплату за еду и вывоз мусора.

Мы думали, как бы нам сделать так, чтобы деньги могли приходить на протяжении всего года. Например, на сайтах многих фондов и организаций есть кнопочка “помочь проекту”. Ты переходишь по ссылке и просто так помогаешь. Кажется, что мы, наконец-то, практически пришли к решению этого вопроса».

— Антон Самойлов


В среднем за сезон на продукты питания тратится около 2,5 миллионов рублей. К этому прибавляются всякие хозяйственные нужды. Получается, если каждый человек сдаст около 400 рублей, соберется сумма, которой будет достаточно для того, чтобы “Летняя школа” состоялась. Продолжает завпит «Летней школы» Светлана Корюкова.





«Все наше питание согласовано с требованиями СанПиНа и Роспотребнадзора. Всех нужно кормить разнообразно, давать мясо, по возможности яйца, овощи и фрукты. Есть специальное меню для палаточных лагерей, которое рекомендуют всякие нормативные документы, но оно не очень вкусное. Мы стараемся покупать продукты средней ценовой категории. Например, мы берем недешевую тушенку, чтобы она была вкусной, но и не самую дорогую,чтобы закупать ее в большом количестве.

Бывало, что нам говорили, что не хватает средств на счету, и надо экономить на еде. Есть базовые продукты, без которых мы никуда. Поэтому мы урезали "ништяки" — они тоже могут быть разными. Можно купить какие-нибудь вафли, а можно купить что-нибудь поинтереснее, например, прянички или кефир. Или можно купить дешевые яблоки, класть их в кашу и раздавать в качестве десерта, а можно купить апельсины, бананы и чередовать их. То есть, в любом случае, мы должны кормить людей мясом, крупами, а на всех остальных изысках можно сэкономить».

— Светлана Корюкова


Напоминаем, что никто не может обязать вас вносить добровольные пожертвования — на то они и добровольные. Но следует помнить, что это делают абсолютно все — и участники, и организаторы, и преподаватели «Летней школы».

Татьяна Григорьева, Андрей Ромашков