Настало время для теплых воспоминаний! Прошедший сезон «Летней школы» получился необычным. Мастерские проводились в различных форматах и разных условиях, поэтому особенно интересно узнать у них, каким получился сезон?
Сегодня у нас рассказы о сезоне от Мастерской проектной фотографии и мастерской «Геотрек».
Где: в Москве
Когда: 18 июля
Чем мастерская занималась в этом году?
Геотрек в этом году встретился на день, чтобы поговорить, как проводить исследования в науках о Земле. В эту встречу лекция от Яны [Сергиевской] была поделена на несколько блоков, в каждом из которых, помимо самой речи от Яны, мы уходили на самостоятельную работу.
Мы успели разобрать исследования каждого из участников, прочитать и обсудить иностранные научные статьи по каждому из наших направлений (физгеографическое, соцэконом-географическое и геологическое), проговорить, какие инструменты нужны и с какими проблемами мы сталкиваемся в процессе работы над научным исследованием.
Какие были изначально планы? Что успели и не успели сделать за время интенсива?
В планах было многое. Мы разрабатывали курс по философии науки, статистике, ГИСам. На данный момент мы счастливы, что удалось провести целый день вместе, познакомиться и поделиться своими научными проблемами друг с другом. Не все смогли до нас доехать, все-таки географы и геологи — люди полевые, многие были в разъездах. Но тем не менее, желание в течение года периодически встречаться (очно или онлайн) осталось, и это очень здорово.
Мы нацелены провести ряд лекций и занятий в межсезонье.
Что больше всего поразило в этот раз на мастерской? Может, какое-то событие или что-то в общении с участниками?
Меня сильно впечатлило, что в конце дня участники рассказали, что теперь будут смотреть на свои исследования под другим углом, встреча замотивировала их на интенсивную работу над своими курсовыми и диссертациями. Я в очередной раз убедилась в том, что обмен опытом и мнениями между людьми одной науки крайне важен.
Где: в Данилове, Ярославская область
Когда: 10-17 июля
Изначально планировался полный курс по проектной фотографии: от вводной лекции по истории фотографии и изучения основных методов работы до съемки личного проекта, выставки и продвижения проекта после нее. То есть участник за две недели должен был соприкоснуться с каждым из этапов реальной работы и получить опыт прохождения всего цикла задач. В результате нам удалось сохранить просто набор отдельных лекций и воркшопов, т.е. получился недельный интенсив.
На двухдневном воркшопе Александра Гронского участники много работали с темой вербального в визуальном: например, изучали как изображения могут выполнять функцию текстов и слов. Мы снимали фотографии к заданию, а потом вместе анализировали результаты, пытаясь угадать заложенный автором смысл в форме предложения.
Екатерина Морозова, воркшоп «Зашифрованная фраза»
Екатерина Чурбакова, воркшоп «Зашифрованная фраза»
Второй воркшоп проводила Женя Чапайкина: мы создавали коллективный натюрморт, по очереди добавляя объекты к группе из старых дверей, сваленных во дворе дома, а потом работали с небольшими практическими заданиями. Координаторы тоже успевали работать вместе с участниками и это было здорово — все находились в одном потоке.
Максим Матвиенко, «Странные изобретения», воркшоп «Натюрморт»
Анастасия Арашкавичуте, воркшоп «Натюрморт»
И третий воркшоп проводил Дмитрий Лукьянов: участники практиковались в портретной съемке со вспышками и постоянным видеосветом.
За две недели до старта мастерской нас попросили сократить программу с двух недель до пяти дней, чтобы суметь провестись оффлайн в условиях третьей волны ковида. А за полторы недели сообщили, что на базе проводиться не получится, и надо искать площадку самостоятельно или уходить в онлайн. Второй вариант мы не рассматривали, а на наш призыв о помощи быстро откликнулся Дима Андреев — куратор дома «Ленина 21» в Данилове, по совместительству культурного центра, поэтому мы чуть-чуть расширили программу и приехали на неделю жить и учиться в этом замечательном доме.
Я лично не испытал нехватки ЛШ, потому что не было ощущения, что мы на ЛШ: мы проводились с теми же ценностями, но в совсем других условиях, поэтому прямой ассоциации не возникало. Сейчас, спустя неделю, мне тоже сложно сравнивать: форматы очень разные и по-своему захватывающие. Определенно ЛШ создает невероятное ощущение большого сообщества, особенно в курилке на берегу: там случаются знакомства и обмен мнениями, в остальное время все по большей части заняты учебным процессом.
По крайней мере, я точно убедился, что ЛШ — это уникальный вид, который очень сильно зависит и от места проведения, потому что территория диктует свои установки и сообщество наслаивается на фактуру места, взаимно влияя друг на друга.
Впечатления от мастерской только хорошие. Этот год старательно отбивал надежды на что-то благополучное, но в последний момент все сложилось: площадка нашлась, лекторы согласились, участники доехали и сама мастерская прошла идеально, без конфликтов, без просадки учебной нагрузки, без заболевших ковидом. Все уехали уставшими и довольными — как и хотелось. Безусловно, это заслуга множества людей, которые в сложных и меняющихся условиях продолжали искать решения и готовы были бороться: это и оргсостав ЛШ этого года, и команда координаторов мастерской, и наши коллеги и знакомые, которые помогали найти нужные контакты и протягивали руку каждый раз, когда мастерская оказывалась под угрозой. Ощущение того, что все вместе, — самое ценное для меня в этом году.
Я на мастерскую очень хотела попасть, хотя не знала, что там будет: я никогда не участвовала в «Летней школе». Когда подавала заявку, я была в Лондоне и из-за этого все время была в подвешенном состоянии и думала о том, отменят ЛШ или нет. Было очень здорово преодолеть ковидные сложности, чтобы объединиться с людьми. Ну и вообще, акт преодоления этих сложностей был сам по себе интересен.
За несколько дней до начала программы организаторы рассказали нам программу. Я знала Гронского, Чапайкину. Хотелось пообщаться с ними как с художниками. У Жени очень интересные мастер-классы, которые он проводит. Хотелось всегда в них принять участие. Остальных преподавателей я не знала, но они вызвали интерес. Особенно понравилась лекция про арт-менеджмент: это было очень классно — узнать про фотографию не только с творческих позиций, но и с тех позиций, как работает рынок искусства, как он живет. Стало понятно, что художники и фотографы далеко не всегда делают то, что от них ждут кураторы, коллекционеры. И это очень важно — знать, как творческие институции воспринимают то, что происходит в голове у фотографа.
Мне было очень здорово переживать атмосферу совместного творчества. Если бы к нам кто-то приехал со стороны и увидели эти комнаты, заваленные вещами, людей, которые складывают эти вещи самым странным образом, то они подумали бы, что мы проводим время очень странным образом. Но это как раз плюс мастерской: ты можешь погрузиться в атмосферу творчества, можешь поделиться результатом с другими и получить фидбэк. И это очень приятное ощущение, когда все с тобой на одной волне.
На мастерской мы делали не проекты, а, скорее, зарисовки. Тем нем менее каждый из нас обзавелся новыми работами в портфолио. Эти работы, на мой взгляд, носили терапевтический характер: они запускали какие-то мысли в голове, до которых бы ты сам не дошел.
Очень важным оказался мастер-класс по свету. Я, как и многие участники мастерской, с искусственным светом практически не работаю, только с постоянным. И было очень приятно узнать, что, во-первых, работа со светом не такая уж и сложная, как казалось раньше. Хоть и не очень простая. Мастер-класс оказался очень подробным: нам даже дали список техники, который можно приобрести для получения определенного освещения.
Еще я хочу отметить Аллу Мировскую. Она привезла целый чемодан книг. Это очень тяжело — их везти. Благодаря Алле мы увидели, как выглядят настоящие качественные фотокниги. Я думаю, что многие после этого захотят сделать свои книги. Это увлекательное тактильное переживание.
Самым запоминающимся был интенсив Гронского. Работать над его заданиями надо было очень быстро, это заставило выйти из зоны комфорта.
Второй запоминающийся момент — это наши вечерние тусовки, когда ты общаешься с участниками и преподавателями, решаешь бытовые вопросы. Это чудесная возможность — переживать все эти моменты вместе, особенно во время пандемии. Мне наша мастерская напомнила какой-то социальный эксперимент: когда незнакомые люди собираются вместе и живут в отрыве от цивилизации. И этот эксперимент меняет сознание!
В общем, наша мастерская оказалась творческим раем.
Впечатления от мастерской самые приятные. Организаторы хорошо провели отбор участников. Все друг другу помогали, не могу вспомнить ни одного конфликта. И спикеры все отзывчивые: было не совестно задавать глупые вопросы.
В рамках мастерской мы изучали, как язык дополняет фотографию и как они все же не могут заменить друг друга, насколько предметная фотография может быть выразительная. А книги Аллы Мировской стали открытием нового способа самовыражения.
Каждый день был наполнен приятными моментами. Вот один из них: в какой-то из дней я сильно под вечер устала и уже была готова согласиться на то, что задание не выполню. Уже осталось минут 30 до сдачи, и меня осенило, что можно сфотографировать, но сил у меня не прибавилось. В момент, когда у всех не хватало времени ни на что, ребята были очень отзывчивыми и помогали искать все нужные детали. Меня это растрогало, потому что времени не хватало всем, но помогать никто не отказался.
Маня Гордиенко, Анна Сухова
Фотографии предоставлены мастерскими
Фото: Мастерская проектной фотографии