Картинка к важной новости

Фото: Мастерская критического мышления

2 ноября 2021 г. «Пресс-изба»

«Как сказал один из наших участников: «Нам некогда, у нас благая жизнь»

Прошедший сезон получился и сложным, и очень полезным для сообщества. Мы поняли, что можем сильно больше, что «Летняя школа» живет не только на Волге, что и при смене формата мы остаемся собой. Сегодня мы публикуем рассказы о сезоне от мастерской критического мышления и мастерской философии.


Мастерская критического мышления

Где: в деревне Маяк, Калужская область

Когда: 15-22 июля

Влад Ардисламов, координатор мастерской Критмыш

Чем занималась ваша мастерская?

Мы в этом году провели мастерскую в оффлайне. В нашей программе было два больших блока. Один посвящен теории критического мышления: какие существуют ошибки мышления, как устроены знания, как проверять информацию и насколько ей доверять, как устроен научный метод и каковы границы его применимости.

Второй блок менее академический. Он о применении знаний конкретно для себя. В этом блоке мы разбираемся со своими ценностями, смотрим на планы и на то, почему они не срабатывают, учимся разговаривать с другими людьми так, чтобы совместно размышлять и находить новые подходы к проблемам, обсуждаем свои сложности в группах.





Как вы пришли к оффлайн-формату?

С первым блоком можно было бы справиться и в онлайне, а вот второй блок гораздо лучше работает вживую: как ни парадоксально, мне кажется, в нем транслируется довольно много имплицитных знаний. Например, в ненасильственном общении вклад вносят тон, жесты и мимика во время беседы, установка на понимание и интерес к собеседнику, и это приятнее изучать и практиковать вживую. Поскольку мы хотели сделатьупор именно на второй, прикладной блок, мы сразу начали искать варианты, как бы провести все в оффлайне. Мы решили сократить мастерскую до пяти дней, чтобы по цене это было близко к летнешкольному взносу. Нашли подходящий домик в Калужской области, посчитали, сколько нам понадобится еды и поехали.

На нашей мастерской собрались участники, которые уже либо хорошо, либо очень хорошо разбираются в критическом мышлении: были ученые и те, кто уже почти ими стал. Тем не менее, судя по обратной связи, нам удалось познакомить каждого участника с чем-то новым и интересным и фасилитировать открытия в отношении себя. В этом году мы попробовали использовать бумажную рабочую тетрадь: в ней были краткие выжимки лекций и структуры для записей. Получилось очень круто, и сейчас, после мастерской, участники могут вернуться к любой из лекций или техник, чтобы вспомнить ее или применить к актуальной проблеме.





Варвара Грибкова, участница мастерской

Расскажи про самое запоминающееся событие за время вашей программы?

Больше всего из программы мне запомнилось философское консультирование. Это было удивительно, интересно и поразительно.

По итогам нашей работы мы познакомились с большим количеством информации о критическом мышлении, узнали, что такое научный метод, научились правильному построению аргументации, практиковали много техник общения, проработали свои ценности, цели и внутренние конфликты, научились прогнозированию и планированию, составили много планов на ближайшее и дальнейшее время, научились искать когнитивные искажения в текстах.

Мне понравилось все. Очень насыщенная программа, полезная для жизни и моей будущей профессии, теплое, приятное, уютное комьюнити, интересный досуг, достаточно комфортные условия для проживания.


Для меня стало удивительным, что если думать «Я вижу этих людей в первый и последний раз», можно незабываемо провести с ними время. Я очень довольна собой.





Ника Нарыкова, участница мастерской

Чем вы занимались на мастерской?

На мастерской мы обсудили теорию аргументации и попробовали применять ее на практике в дебатах. Поговорили о научном методе, его преимуществах, структуре и посмотрели на примере конкретных статей, где эти принципы научного метода соблюдаются, а где нет. У нас была крутая лекция про фактчекинг, но попробовать на практике его не удалось из-за проблем с интернетом.

Мы учились формулировать собственные ценности, изучали планирование, наиболее его оптимальные способы, также учились прогнозировать. Еще мы учились техникам ненасильственного общения, уличной эпистемологии и сократическим диалогам — это для того, чтобы лучше себя понять через коммуникативные практики.





Расскажи про самое запоминающееся событие за время на вашей мастерской?

У нас была очень прикольная вечерняя программа каждый раз, и каждый раз разная. Мы играли в «Контакт», в настолки. У нас был музыкальный вечер, и он стал для меня самым запоминающимся событием, потому что это был удивительный микс душевных, пронзительных песен под гитару. Мы пели все вместе хором, и песни трогали меня до глубины души. «Кукушка» меня поразила, и я даже немножко прослезилась.


У нас были дикие танцы под Мадонну, Дуа Липу и, внезапно, под песню «Take me to church».


На мастерской мне очень понравилась наша самоорганизация. Мы жили в домиках на берегу озера и готовили по очереди. Процесс готовки был очень сплачивающим: мы постарались учесть предпочтения разных участников. Мне почему-то запомнилось, что окрошку на кефире ела только я, и мы делали ее в виде салата, чтобы каждый мог добавить себе что-то по вкусу. У нас был высокий уровень понимания, доброжелательности и безопасности. Еще мне нравилось, что мы обсуждали суперсерьезные вещи во время учебы, а потом почти так же дружно хохотали над передачами по Рен-тв или над программой «Знахарка». Единство чувствовалось во всем.

Я поняла, что мой информационный пузырь, в котором я существую и который я очень ценю, намного шире.


Оказалось, что людей, которые близки мне по духу и ценностям, больше аж на двенадцать человек.


Это абсолютно потрясающе.

Мастерская философии

Где: в Арт-усадьбе «Гуслица», Московская область

Когда: 15-22 июля

Даниил Аронсон, директор Мастерской философии

Мы очень хорошо проводили время, потому что мы философствовали. Как сказал один из наших участников:


«Нам некогда, у нас благая жизнь».


Формат мастерской выбирали исходя из того, что у нас «отвалились» многие преподаватели. К тому же была полная неопределённость с площадкой. Поэтому мы просто объявили, что у нас неформальный спонтанный выезд на природу на одну неделю. Из 50 человек, которых мы приняли на мастерскую, в результате приехало 20 человек.

Нам повезло, мы быстро нашли очень удачное место — это арт-усадьба «Гуслица». Там гостеприимные хозяева, много удобств. Как я понял, это здание дореволюционного завода, где много залов, есть души, столовые, места для кемпинга, сосновый лес рядом. Посоветовал место друг мастерской.

У нас были лекции про аффекты, семинары, аналитическое чтение. Утром проходила йога как телесная практика, призванная обратить внимание на интуитивно проживаемую сторону эмоций. А ещё мы читали по ролям пьесу Шекспира «Венецианский купец» и у нас прошёл ритуальный церемониал.





По поводу итогов — народ продолжает собираться, и более того — в чатик новые люди добавляются. Причём участники сами собираются, а я просто созерцаю этот процесс.

Мне кажется, что получилось реализовать практически всё, как ни странно. Было в итоге немного меньше времени, потому что не было организованной кухни, приходилось её самим делать. Это отнимало много сил, и меньше времени и сил оставалось на занятия. Но было довольно интенсивно и насыщенно.


Мне даже кажется, что какое-то закономерное развитие по сравнению с предыдущими годами всё-таки состоялось.


Более того, получилось действительно вызвать у участников энтузиазм, которого в прошлые годы в такой степени не бывало.

Но, конечно, всё равно сильно не хватало летнешкольной атмосферы, когда кроме тебя тусит вместе 700 человек и можно зайти случайно к кому-нибудь на лекцию. С другой стороны, плюсом было то, что никто не выпадал, все до последнего человека были вовлечены.





Саша Ким, участник мастерской


На ЛШ я был первый раз. Наш выезд получился неформальным во всех смыслах.

Расписание было плавающим. Тем не менее, мы старались сохранять традиции мастерской ЛШ: утром была зарядка, как правило, йога, после неё — завтрак, а потом форум, традиционный для мастерской философии. Это такой формат, в котором любой участник мастерской может выступить с лекцией, которая его интересует.

После форума у нас были лекции или семинар в формате медленного или аналитического чтения. В середине дня проходило практическое занятие, тоже связанное с телесными практиками.

Все мероприятия проводились в разных местах и на территории усадьбы, и далеко за её пределами. Мы ещё нашли очень клёвую поляну в сосновом лесу, недалеко от «Гуслицы».

В общем, плавающим было не только расписание, но и места, где проходили занятия.





Каждый вечер мы собирались у костра, чтобы пообщаться, подискутировать и попеть песни. И самым запоминающимся событием на мастерской для меня стало философское пение на вечерних сборах. В частности, я никогда не забуду три наших главных хита, которые мы пели, или лучше сказать читали.

Мы включали лекцию петербургского философа Александра Смолянского, ускоряли, делали бит и читали. Это было невероятно. Мы пели «Идущего к реке» - это известный мемный ролик с человеком, который как глубокий старец преисполнился. Мы взяли фит Enjoykin, выучили речь «Идущего», играли на гитаре и пели. Уверен, что никто из участников мастерской не забудет эту песню.





В музыке особо талантливыми у нас оказались Женя и Майкл. У них получилось создать собственный бэнд, который, уверен, порвёт философскую музыкальную сцену. Они на мастерской создали трек, который называется «Анархия, академия, антифа». Мы с друзьями напевали эту песню постоянно, настолько она заела в голове.

В общем, «Летней школе» от нашей мастерской стоит ждать от нас философский рэп и пост-панк альбом.

Главным для меня было то, что я целую неделю интенсивно «экзистировал» и участвовал в благой жизни по Аристотелю:


то есть, занимался делом от которого прёт меня и других участников.





Итогом Мастерской философии ЛШ можно назвать озарение. Озарение — это то состояние внутренней интенсивности, которое невозможно без множества крутых и интересных людей, которые постоянно обмениваются идеями. Это состояние выносится за пределы школы и остаётся с тобой. В этом смысле это очень условный итог мастерской, потому что она продолжается. И люди, благодаря которым ты получил озарение, никуда не исчезают после ЛШ.


Мария Русанова, Мария Евсина

Фотографии предоставлены мастерскими