Юрий Романов, директор мастерской «Образование», играет в плейбек-театре «Студия НШ». В этом сезоне он пригласил своих коллег, чтобы отыграть плейбек-спектакль на «Летней школе», а мы решили узнать у него, что такое плейбек-театр и что он может дать людям.
Что такое плейбек-театр?
Плейбек-театр — это форма импровизационного театра, которая выстроена на основе взаимодействия актеров и зрителей. Выглядит это всегда почти стандартным образом: несколько актеров в темных тканях, стулья, музыкант и кондактор, который обеспечивает связь между актерами и зрителями. Зрители рассказывают свои истории на определенную тему, а кондактор назначает форму, в которой отыгрывается история. Это помогает актерам собраться и соорганизоваться друг с другом. То, какая будет форма, зависит от истории.
Основатель плейбек-театра — Джонатан Фокс. Плейбек появился в конце 70-х годов в Америке. С тех пор он широко распространился по миру. Плейбек-театр генетически и по смыслу связан с психодрамой, но при этом это именно театр. Он не является терапией, хотя и связан с психологией. Актеры плейбека проходят специальную подготовку, для этого есть специальная сертификация.
Зачем актерам нужны черные вещи?
Черный — это нейтральный цвет, который ничего не выражает. Традиция такая.
Какие формы в плейбек-театре могут быть?
Они бывают довольно разными: плейбек развивается, появляются новые формы. Некоторые формы в разных традициях играются по-разному. Есть разные школы плейбека, и они несколько по-разному интерпретируют те или иные формы. Есть форма хора, когда актеры стоят плотно друг к другу, чтобы лучше друг друга чувствовать, и отзываются на истории какими-то репликами, или движениями, или звуками. Или всем вместе.
Один актер запускает эту реплику и движение, и другие повторяют. Потом кто-то в какой-то момент запускает новую реплику. И так до тех пор, пока актерам не покажется, что у них получилось в полной мере отобразить историю.
Или, например, форма эха. Актеры выстраиваются треугольничком, передний задает движение или звук. Следующий, стоящий за ним, это повторяет, два актера по задним краям тоже это повторяют и усиливают. И так происходит еще раз, и прокатывается такое эхо, которое может двукратно или троекратно повторяться. Есть более сложные формы. Сама сложная — форма истории.
Почему? Она требует особого навыка кооперации?
Актеры в любой форме кооперируются. В принципе, значительная часть подготовки к плейбеку — это настраивание друг на друга и умение чувствовать, что выкинет твой партнер. Это может быть что угодно. И тут надо почувствовать, что тебе сейчас придет импульс, потом отдать его назад. Это такая штука, которая не очень рациональна.
И вообще одна из первых вещей, которой учат в плейбеке, — перестать думать и отдаться ощущениям.
То есть, когда актеры слушают историю, они не думают, а срисовывают эмоцию человека. И возвращаются, скорее, не факты, а эмоции. Потому что если возвращаются факты, это плохо выглядит. А когда возвращаются эмоции, бывает, что актеры вылавливают то, чего не было в словах. И здесь случается такая магия плейбека: когда на сцене появляется то, чего человек не договорил.
А если говорить про историю, то там один человек назначается на роль главного героя, а остальные становятся ниндзя. Их задача — двигать действия. Они бывают горизонтальными: когда главный герой начинает сцену, и остальные ее подхватывают. А бывают вертикальными: в этом случае второстепенные актеры должны вытолкнуть главного героя в следующие действия., создав условия, которые вынудят сделать это действие. Бывает сложно сообща представить рассказанное как историю.
Ты говорил, что в плейбеке есть сертификация. Всё это очень напоминает обучение психотерапии. Так в чем же отличие? Плейбек-театр — это больше про искусство или про помогающие практики?
Его можно рассматривать как помогающую практику. В том смысле, что плейбек дает внимание. Человек, который рассказывает историю, получает внимание. Внимание, когда история не только выслушана, но и возвращена ему максимально бережно. Это само по себе уже можно назвать помогающей практикой, когда тебя внимательно слушают. Такое отзеркаливание, возвращение. Дальше, если замахиваться, то иногда плейбек используют в каких-то ситуациях, [когда он] может быть заменой какой-то рефлексивной практики. И его часто хорошо ставят, когда есть конференции, семинары. И в этих случаях он может служить формой обратной связи. На моей памяти плейбек играли для родителей в школе на тему жизни в школе.
Понятно, что сертификация — не самое важное, но для обучения плейбеку есть сложившаяся практика, которая действительно в чем-то похожа на то, как готовят психологов. Обучение плейбеку еще похоже на «Летнюю школу»: участников набирают через конкретные ступени, потому что многолетняя практика показала, что это работает. Многолетняя практика показала, что есть ведущие группы и еще три-четыре человека, которые проводят отдельные занятия. Для тех, кто ведет группы, существуют супервизии, когда такие же по опытности или более опытные товарищи проверяют их работу. И сертификат — это такое нечто формальное, что ты получаешь по итогу учебы.
Как ты используешь плейбек-театр в школе, в которой работаешь?
У нас он достаточно много играется на конференциях, фестивалях. Но скорее плейбек — форма досуга, он не решает конкретные школьные задачи.
Как ты пришел в плейбек-театр?
У нас с коллегами была практика совместных выездов, отчасти отдохнуть, отчасти для планирования дальнейшей работы. Одним из мест было «Ясно поле». А «Ясно поле» — это место, тесно связанное с плейбеком. Там довольно давно ежегодно проводятся плейбек-конференции. В этом году ее, правда, нет.
И так случайно получилось, что один из театров плейбека пригласили к нам на корпоратив. Нам понравилось, и мы попросили организовать занятие. Потом мы с коллегами продолжили учиться. По окончании учебы мы сохранились как студия, которая время от времени играет. Мы стали еженедельно собираться и раз в месяц делать перформансы. Когда есть какая-то площадка, где можно сыграть, мы это используем как возможность.
Есть ли в плейбек-театре такой момент, когда зритель дает обратную связь актерам?
Обычно кондактор спрашивает, что зритель может сказать в ответ на историю. Зритель может в ответ сказать, что это была не его история. Бывает так, что он просит переиграть или доиграть. А такой обратной развернутой [связи] нет. Точнее, есть, но уже после перформанса.
О ней тяжело говорить, потому что обратная связь состоит из эмоций, а их пересказывать сложно.
Что лично тебе дал плейбек-театр?
Ощущения, когда играют мои истории, разные. Мы часто играем истории в тренировочных целях, и люди, которые занимаются плейбеком, очень часто видят истории друг друга разыгранными. Бывает хорошо и интересно, бывает прикольно, бывает ощущение «ребята, что-то вы не то сыграли, как-то это было по-другому».
А если говорить, что лично мне дал плейбек, то он послужил для меня окончательным шагом не бояться выходить на зрителя, быть не собой, быть в чем-то смешным.
Четыре года, в течении которых я занимаюсь, раскачали поведение на публике, научили не зажиматься, а, наоборот, открываться. Плейбек сделал более открытыми мое поведение и коммуникацию.
А что плейбек может дать другим людям?
В первую очередь, внимание. Кому-то по жизни повезло больше, кому-то меньше. Есть люди, которые постоянно находятся в центре внимания, постоянно рассказывают истории, и это их постоянная социальная функция в группе. Но далеко не у всех это так. В среднем люди получают внимание к тому, что они говорят, что для них важно, относительно нечасто. Плейбек такую возможность дает.
Еще он дает возможность взглянуть на свою историю со стороны. Тут может быть весело, грустно и про свою, и про чужую историю. Довольно часто люди говорят, что это помогает что-то понять. Особенно когда рассказывают какую-то личную историю, может быть, даже больную. Бывает, что люди приносят истории, которые никому никогда не рассказывали. Но если такое случается, то это знак доверия. Это означает, что до этого актеры чем-то заслужили такое доверие.
Интервью: Аня Сухова
Фото: Слава Замыслов
Фото: Слава Замыслов