Мастерская философии

Подать заявку
на ЛШ2021

Мастерская философии


Мастерская философии это место, где становятся любителями, чтобы понять вещи, недоступные профессионалам.

Тема мастерской в 2021 году: Страсти. Программа будет состоять из трех циклов: Физика, Логика и Этика. Их описания вы найдете ниже по ссылкам.


Преподаватели

Даниил Аронсон, ИФ РАН (все циклы)
Руслан Хаиткулов, НИУ ВШЭ (3-й цикл)
Владимир Фридман, МГУ (3-й цикл)
Анна Слидкевич, МГТУ им. Баумана (все циклы)

Важно помнить

Важно помнить, что жизнь на Летней Школе далека от жизни в городе: нам придется дежурить по кухне и по лагерю, разводить костры, оставаться на ночные дежурства. Но это не должно вас пугать, потому что, во-первых, это не будет занимать много времени (все же большую часть времени мы посвятим философии), а во-вторых, это очень весело (сами увидите). Ну и конечно же, будут вечера у костра и песни под гитару.

Форматы

- Теоретическая часть: лекции, семинарские занятия;
- Reading-семинары: работа с философским текстом;
- Вечерние обсуждения и дебаты;
- Сессии с другими мастерскими ЛШ;
- Мусическая и поэтическая практика
- Утренний форум - формат, в котором каждый участник может выступить с часовой лекцией на любую тему.

В прошлые годы

Добро пожаловать в антропоцен! - проект Мастерской на ЛШ 2019

Спектакль "Метаморфозы", 2013



Скрайбинг-лекция "Экология как идеология", 2014




Научный руководитель

П.В. Резвых, к.филос.н., ведущий научный сотрудник ИГИТИ НИУ ВШЭ

Почта по всем вопросам


Беляева Анастасия Директор

https://vk.com/nasbel1692

+7 965 351 99 56
Даниил Аронсон Координатор, главное контактное лицо +7 (910) 455-36-41
Оганов Артур координатор

telegram: @+7 903 720 6143

+79037206143
Тюрикова Юлия координатор

http://vk.com/id23274887

+79858437077

Где ещё в Интернете
https://vk.com/filo_community



Партнёры

Лекторий Репубблика Верде Благотворительный научно-популярный лекторий Репубблика Верде. С 2018 года мы организуем циклы научно-популярных лекций о непростых отношениях человека и природы. В 2018/2019 году нашей целью было собрать на одной площадке "теоретиков" и "практиков", то есть учёных, занятых фундаментальными исследованиями или рассматривающих предложенную тему с философских позиций, и активистов, авторов проектов, сотрудников общественных организаций. Мы пытались найти общий язык, на котором люди из таких разных миров смогут говорить об общих для них темах: экологии, осознанном потреблении, правах животных и многих других. Сезон 2019/2020 мы решили посвятить самым актуальным проблемам, связанным с климатом, и последовательно поговорить с представителями естественно-научных дисциплин об их научных инструментах, о том, как нам следует читать новости о глобальных катаклизмах, и о методах прогнозирования. Проект был создан при Совете молодых учёных Института философии РАН.
Школа гуманитарных наук НИУ ВШЭ Площадка для межсезонной работы, организация семинаров, круглых столов.

Программы первого и второго циклов

1. Физика

Гнев, богиня, воспой...
(Гомер)

Эмоция - это состояние тела, приводящее его в движение, отсюда латинский корень этого слова. Гнев Ахилла приводит в движение события "Илиады", в этом его физический смысл. Но это движение происходит в мире человеческих отношений. Физика такого движения включает науку о гормональной и нервной системе, но кроме того и социальную физику в смысле Гоббса, а также аристотелевскую физику качественных видов движения. Движение, создаваемое жаждой мести, разрушительно - но лишь до тех пор, пока не переходит в другое качество. Например, пульсирование в висках - в ритм стихотворной фразы, круг возмездия - в обмен репликами. Гнев героя может быть воспет поэтом или он уничтожает мир.


2. Логика

Self-love, the spring of motion, acts the soul;
Reason's comparing balance rules the whole.

(Александр Поуп)

Поэзия позволяет страстям проявиться в полемике, как война - в смертельной схватке. Полемист не убивает того, кто нанес ему обиду, но может уничтожить его репутацию или хотя бы самооценку. Поэту и полемисту нужна аудитория. Эмиль Золя не может своими руками перебить антидрейфусаров, как Ахилл - троянцев, движение его эмоции не придет в завершение, пока его не подхватит французская читающая публика, а в конечном счете и судебная система. Самому же писателю остается суждение, "Я обвиняю".
Если суждения и не тождественны эмоциям, как считали некоторые стоики, Спиноза и Марта Нуссбаум, то тесно с ними связаны. Тот, кто пребывает в аффекте, воспринимает мир особым образом и делает особые выводы, лучше видит одни вещи и не замечает других - отсюда выражения вроде "у страха глаза велики" или "любовь слепа". Но когда аффекты сталкиваются в полемике, это значит, что их предстоит сравнить между собой, чтобы выбрать более справедливый. Разум - способность сравнивать разные притязания с точки зрения целого. Это не обязательно какая-то сила, дополнительная по отношению к эмоциям. Возможно, что разум - сама последовательность столкновений между аффектами, если только она приводит ко взаимно утверждающему их равновесию.

Даты проведения

1-2 циклы: с 10 июля по 20 июля

Возрастные ограничения
от 18 лет
Кого ищут
Тех, у кого над головой знак вопроса

Программы второго и третьего циклов

2. Логика

Self-love, the spring of motion, acts the soul;
Reason's comparing balance rules the whole.

(Александр Поуп)

Поэзия позволяет страстям проявиться в полемике, как война - в смертельной схватке. Полемист не убивает того, кто нанес ему обиду, но может уничтожить его репутацию или хотя бы самооценку. Поэту и полемисту нужна аудитория. Эмиль Золя не может своими руками перебить антидрейфусаров, как Ахилл - троянцев, движение его эмоции не придет в завершение, пока его не подхватит французская читающая публика, а в конечном счете и судебная система. Самому же писателю остается суждение, "Я обвиняю".
Если суждения и не тождественны эмоциям, как считали некоторые стоики, Спиноза и Марта Нуссбаум, то тесно с ними связаны. Тот, кто пребывает в аффекте, воспринимает мир особым образом и делает особые выводы, лучше видит одни вещи и не замечает других - отсюда выражения вроде "у страха глаза велики" или "любовь слепа". Но когда аффекты сталкиваются в полемике, это значит, что их предстоит сравнить между собой, чтобы выбрать более справедливый. Разум - способность сравнивать разные притязания с точки зрения целого. Это не обязательно какая-то сила, дополнительная по отношению к эмоциям. Возможно, что разум - сама последовательность столкновений между аффектами, если только она приводит ко взаимно утверждающему их равновесию.


3. Этика

My fault, my failure, is not in the passions I have, but in my lack of control of them.
(Джек Керуак)

Эмоции, которые разум не способен привести в равновесие, суть страсти. Эмоции, приведенные разумом в равновесие, суть добродетели. (Аристотель понимал добродетель как "золотую середину" между крайностями страстей, Спиноза - как активный аффект в противоположность страсти как пассивному аффекту) Если все эмоции - движущие силы, то страсть можно сравнить с локомотивом. Чувство чести поддерживало феодальные порядки; честолюбие и корыстолюбие стали локомотивами капиталистического накопления. Именно страсти сталкивают людей, порождая все формы общественного антагонизма от войны до ревности.
Этика - это искусство пребывать в аффекте, адекватном ситуации. Это означает не только контроль над эмоциями, который не бывает полным, но и умение сосуществовать со страстями, которые контролю не поддаются.

Даты проведения

2-3 циклы: с 15 июля по 25 июля

Возрастные ограничения
от 18 лет
Кого ищут
Тех, у кого над головой знак вопроса

Программы всех трех циклов

1. Физика

Гнев, богиня, воспой...
(Гомер)

Эмоция - это состояние тела, приводящее его в движение, отсюда латинский корень этого слова. Гнев Ахилла приводит в движение события "Илиады", в этом его физический смысл. Но это движение происходит в мире человеческих отношений. Физика такого движения включает науку о гормональной и нервной системе, но кроме того и социальную физику в смысле Гоббса, а также аристотелевскую физику качественных видов движения. Движение, создаваемое жаждой мести, разрушительно - но лишь до тех пор, пока не переходит в другое качество. Например, пульсирование в висках - в ритм стихотворной фразы, круг возмездия - в обмен репликами. Гнев героя может быть воспет поэтом или он уничтожает мир.


2. Логика

Self-love, the spring of motion, acts the soul;
Reason's comparing balance rules the whole.

(Александр Поуп)

Поэзия позволяет страстям проявиться в полемике, как война - в смертельной схватке. Полемист не убивает того, кто нанес ему обиду, но может уничтожить его репутацию или хотя бы самооценку. Поэту и полемисту нужна аудитория. Эмиль Золя не может своими руками перебить антидрейфусаров, как Ахилл - троянцев, движение его эмоции не придет в завершение, пока его не подхватит французская читающая публика, а в конечном счете и судебная система. Самому же писателю остается суждение, "Я обвиняю".
Если суждения и не тождественны эмоциям, как считали некоторые стоики, Спиноза и Марта Нуссбаум, то тесно с ними связаны. Тот, кто пребывает в аффекте, воспринимает мир особым образом и делает особые выводы, лучше видит одни вещи и не замечает других - отсюда выражения вроде "у страха глаза велики" или "любовь слепа". Но когда аффекты сталкиваются в полемике, это значит, что их предстоит сравнить между собой, чтобы выбрать более справедливый. Разум - способность сравнивать разные притязания с точки зрения целого. Это не обязательно какая-то сила, дополнительная по отношению к эмоциям. Возможно, что разум - сама последовательность столкновений между аффектами, если только она приводит ко взаимно утверждающему их равновесию.


3. Этика

My fault, my failure, is not in the passions I have, but in my lack of control of them.
(Джек Керуак)

Эмоции, которые разум не способен привести в равновесие, суть страсти. Эмоции, приведенные разумом в равновесие, суть добродетели. (Аристотель понимал добродетель как "золотую середину" между крайностями страстей, Спиноза - как активный аффект в противоположность страсти как пассивному аффекту). Если все эмоции - движущие силы, то страсть можно сравнить с локомотивом. Чувство чести поддерживало феодальные порядки; честолюбие и корыстолюбие стали локомотивами капиталистического накопления. Именно страсти сталкивают людей, порождая все формы общественного антагонизма от войны до ревности.
Этика - это искусство пребывать в аффекте, адекватном ситуации. Это означает не только контроль над эмоциями, который не бывает полным, но и умение сосуществовать со страстями, которые контролю не поддаются.

Даты проведения

1-3 циклы: с 10 июля по 25 июля

Возрастные ограничения
от 18 лет
Кого ищут
Тех, у кого над головой знак вопроса