Картинка к важной новости

Фото: Павел Зуев. Санкт-Петербург. Университет ИТМО. Доцент Петр Парфенов и аспирант Александр Литвин настраивают установку. На ней они планируют изучать квантовые точки сульфида свинца

20 мая 2013 г.

Выяснилось, что мы пишем о новых технологиях лучше всех в стране

Проект «Русского репортера», в котором принимали участие многие представители Летней Школы, занял первое место на всероссийском конкурсе «Инновации глазами журналистов».

...

Подведены итоги конкурса «Инновации глазами журналистов», который проводит Российская венчурная компания. Первое место в номинации «Лучшее федеральное печатное СМИ» получил журнал «Русский репортер». Мы ухитрились обогнать даже такие крутые издания, как «Наука и жизнь», «Российская бизнес-газета» и «Бизнес-журнал» — в этой номинации им достались вторые и третьи места, а всего в конкурсе участвовало несколько сотен СМИ.

Эту награду вполне можно повесить на коллективную грудь Летней школы. Первое место было присуждено за проект НАНО-24. Целые сутки почти двести молодых журналистов передавали новости, связанные с жизнью современных технологий. Значительная часть участников проекта — студенты, прошедшие обучение в Летней школе «Русского репортера», а так же на проекте «Медиаполигон» и «Город-24».

Особенно активны были представители следующих мастерских:

Мастерская тотальной журналистики

Школа научной журналистики

Мастерская репортажа

Мастерская фотожурналистики

Для общего представления предлагаем несколько заметок из этого проекта. А подробнее читайте, например, здесь.

Биокиборги из Владивостока захватят мир

04.15 (11.15). Владивосток. В лаборатории тонкопленочных технологий ДВФУ студентка 5-го курса Маргарита Анисимова работает на электронно-лучевом нанолитографе.

— Я пришла в лабораторию на первом курсе. Стало интересно, что я смогу изменить в окружающем мире с помощью науки. Сейчас главная для меня идея — создание искусственного интеллекта.

В разговор вмешивается руководитель диплома Анисимовой — доцент Александр С­амардак:

— Да-а-а! Биокиборгов, которые уничтожат всех людей.

Все смеются.

— Представьте, — продолжает Маргарита, — лет через двадцать на моем столе будет стоять пробирка с биокибернетическим мозгом! А это значит лечение болезни Альцгеймера, аутизма, шизофрении и решение проблемы восстановления памяти.

Елена Белова

Пьющие диабетики мешают инновациям

06.32 (09.32). Томск. Идет планерка в лаборатории по разработке неинвазивного глюкометра — он позволяет без укола проверять у диабетиков содержание сахара в крови. На мониторе две таблицы и два графика. Это результаты анализов с двух глюкометров: традиционного и неинвазивного. Соотношение цифр у всех больных примерно одинаковое. Вопросы вызвали данные одного испытуемого, у которого картина оказалась уж очень искажена. Объяснение находит Сергей Мельченко, генеральный директор Томского центра венчурных инвестиций и по совместительству соучредитель проекта:

— Я могу предположить, что человек просто выпил. Нужно встретиться с ним еще раз, п­оговорить и выяснить, что в тот день он мог сделать, что такие колебания вызвало.

Мельченко вздыхает:

— Вот поэтому неинвазивный глюкометр и не выходит на рынок. Потому что на испытаниях обязательно из ста человек десять н­арушают правила поведения.

Айгуль Самедова

Микробы нужно мыть

07.33 (10.33) Томск.

— В растворе бензойной кислоты мы выращивали микроорганизмы, — объясняет студентка 4-го курса Института биологии ТГУ Светлана Дурова. — Теперь нам нужно их промыть.

В растворе плавает что-то типа плесени. Это и есть микробы. Девушка аккуратно складывает их маленькой металлической лопаткой в пробирки, заливает водой и ставит в центрифугу. Включает прибор и ждет.

Марина Сенинг

Обрежь ему ногу, которая торчит

10.35 (12.35). Тюмень. Лаборатория зондовой и электронной микроскопии.

— Он мертвый, да? Замороженный? — смеется Александр Шаталов, магистр на кафедре механики многофазных систем, разглядывая принесенную добычу.

— У нас есть три паука и еще неизвестные жуки, пойманные дома, — с любовью говорит Алексей Максимов, Сашин одногруппник. — Интересно посмотреть лапки у паука — за счет чего он карабкается на вертикальную поверхность? Возможно, у него есть микро- или нановолоски.

— Как можно больше образцов клади на подложку, — учит Геннадий Гласкин, заведующий лабораторией зондовой микроскопии Техноцентра ТюмГУ. — Обрежь ему ногу, к­оторая торчит.

Сначала образец напыляют углеродным слоем, чтобы картинка была лучше. А дальше создают вакуум и отправляют в микроскоп. Пока ребята возятся с пауками, на экране видны крупные сетчатые образования.

— А это кровяные клетки, — показывает Геннадий. — Любезно предоставлены нашим ­сотрудником из своего разбитого носа.

Полина Кузина

Видеокамеры из Зеленограда сами найдут нарушителей

13.31. Зеленоград. Заходя на территорию предприятия «ЭЛВИС-НеоТек», я не могу отделаться от чувства, что за мной кто-то пристально следит. Еще бы, ведь здесь разрабатывают автоматические системы видеонаблюдения.

— Мы называем это компьютерным зрением, — рассказывает представитель компании Андрей Пименов, встретивший меня у входа. Мы проходим по длинному коридору, поднимаемся на четвертый этаж, и он показывает мне одну из таких камер. Снаружи они ничем не отличаются от обычных, но внутри установлены микропроцессоры и специальное программное обеспечение, которые позволяют а­втоматически анализировать видеопотоки, обнаруживать важные цели и ситуации. Чипы выполнены по технологии 90 нанометров.

В помещении, в котором мы находимся, ­сотрудники компании пишут программное обеспечение. С ним системы видеонаблюдения способны автоматически обнаружить н­арушение правил дорожного движения, возгорание, скопление людей и даже переброшенный через забор или оставленный предмет.

Миша Зябкин

Свеженький метеорит для Николая Патрушева

14.46 (16.46). Екатеринбург. В дверях научно-образовательного центра «Наноматериалы и нанотехнологии» УрФУ появилась правительственная делегация. Секретарь С­овета безопасности Николай Патрушев и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев встретились с журналистами в лаборатории наноэлектроники. Центр представили директор Илья Вайнштейн и крупнейший эксперт по метеоритам Виктор Гроховский.

— Что можно узнать, изучая метеориты? — спросил ученых Николай Патрушев.

— Можно понять, как устроен мир, — ответил Виктор Гроховский.

— Уже установлено, это посланник Солнечной системы? — уточнил глава Совбеза.

— Да, других нет, — подтвердил ученый.

Коротко рассказав гостям о метеорите, Илья Вайнштейн вручил им сувениры на память.

— Хотелось бы подарить вам эти метеориты из Челябинска. Свеженькие, — подчеркнул он.

Дарья Воронина

Маленьким детям показывают гидрофобные хвостики

14.54. Санкт-Петербург. В кабинете лицея № 179 появляется женщина в белом халате и больших очках.

— Марина Михайловна, а вы зачем переоделись? — спрашивает классная руководительница 1-го «А» Людмила Матвеева.

— Ну, вы же отправляетесь в наномир. Так мы сделаем это вместе в нашей лаборатории, — отвечает гостья. — Ребята, как же нам убедиться в том, что наночастицы существуют? Проведем опыт. Сейчас ко мне подойдут Маша, Веня и Федя.

Учительница капает подсолнечное масло на руки первоклассников. Дети с подозрением принюхиваются к желтым пятнышкам.

— А теперь попробуем смыть это масло водой. Теперь покажи ребяткам, смылось ли масло?

Дети скептически тянут «не-е-е-е-ет».

— Но у меня есть волшебное средство, которое поможет вам смыть масло. Оказывается, мыло — это самый древний наноматериал. Вы сами сможете собрать модель молекулы мыла, она называется мицелла. У нее есть два хвостика. Один дружит с водой, а другой ее боится, он гидрофобный. Все знают, что такое фобия?

В это время дети собирают пышные букеты из гигантских мицелл. В маленьких ручках едва помещаются четыре штуки. Лучше всех с заданием справилась третья группа, которая собрала мицеллы в круг.

— Действительно, наночастица мицеллы выглядит как кружочек. Все гидрофобные хвостики собираются вместе. А теперь посмотрим видеоролик о работе мыла...

Анастасия Самойлова

Доцент показал фокус с кирпичом

15.37 (18.37). Томск. Сотрудники кафедры технологии силикатов и наноматериалов ТПУ придумали способ изготовления сверхпрочных и легких кирпичей из отходов. Александр Абакумов, доцент кафедры, берет в руки два совершенно одинаковых кирпича и ставит один на весы:

— Сколько весит? 3364,6 грамма, да? — потирает он руки. — Теперь возьмем другой, такой же. Сколько? 2098 граммов, — улыбается Абакумов. — Секрет заключается в том, что второй кирпич изготовлен из отходов угля. Это значительно облегчает предмет и делает его структуру прочнее. Кроме того, такой кирпич лучше сохраняет тепло. И стоит он гораздо д­ешевле. Это собственная разработка нашей кафедры. Кирпичу всего полгода, но некоторые заводы им уже заинтересовались.

Элина Сергеева

Григорий создает карту метеорита

16.04 (18.04). Екатеринбург. Недавний студент и будущий аспирант центра «Наноматериалы и нанотехнологии» УрФУ Григорий Яковлев фотографирует метеорит «Чебаркуль» под сканирующим электронным микроскопом Sigma VP.

— Знакомые предложили сделать интерактивную карту метеорита. Чтобы любой человек в интернете мог зайти на сайт и пощелкать по разным участкам внеземного вещества, посмотреть, как он выглядит при увеличении, — говорит Григорий.

Григорий присутствовал при первых исследованиях метеорита с озера Чебаркуль.

— Небольшие кусочки метеорита привезли в наш центр ночью. Для меня было удивительным то, что еще 72 часа назад болид летел в космосе, а теперь ты держишь его в своей руке.

Дарья Воронина

Левон знает, как читать мысли

16.10. Зеленоград. МИЭТ, кафедра биомедицинских систем. Старший научный с­отрудник Левон Ичкитидзе сидит на вращающемся стуле, сильно подавшись вперед.

— Мы разрабатываем датчики для систем, на которых исследуется активность головного мозга человека. Но системы эти непростые, — хитро улыбается Левон. — Их уже сейчас н­ачинают использовать для создания каталогов человеческих мыслей, намерений — и добрых, и злых. В России такая установка всего одна, и работает она в Московском городском психолого-педагогическом университете.

Левон разрабатывает датчики сверхслабого магнитного поля с наноразмерными ветвями и пишет об этом в журнал «Известия РАН. Серия Физическая». Как раз завтра ему нужно сдавать статью.

— Для того чтобы зафиксировать активность нейронов в головном мозге, необходимы датчики сверхчувствительные. А в мозге знаете какой электрический импульс? В тысячу раз меньше, чем в сердце! Наши датчики позволяют чувствовать величины магнитного п­оля в миллиарды раз меньшие, чем магнитное поле Земли.

Анастасия Кувшинова, Ксения Рыбакова

Роман обещает сделать любой девушке приятно

16.55 Дубна. Старший научный сотрудник НИИ прикладной акустики Роман рассказывает, что скоро одежду можно будет не стирать. Ткань нужно обработать супергидрофобным покрытием, отталкивающим пыль, грязь и воду. Роман берет кусочек джинсовой ткани и обливает водой. Жидкость скользит по ткани и скатывается на пол.

— Представляете, как девушкам будет хорошо, — восторгается Роман. В ресторане проливают вино на платье, а оно скользит, не оставляя никаких пятен!

Инна Бугаева

Никотинамидадениндинуклеотид — это круче секса

19.10. Ростов-на-Дону. Физфак Южного ф­едерального университета. Кафедра физики наносистем и спектроскопии. Юлиана Смирнова, 19-летняя лаборантка, сидит за ноутбуком и проводит анализ белка из хромосомы человека.

— Белок называется феррохелатаза, — говорит Юлиана. — Есть такой проект, называется «Протеом человека». Протеом — это белки. Суть проекта заключается в том, чтобы проанализировать все хромосомы. Каждая страна взяла себе по хромосоме, нам досталась 18-я. Феррохелатаза, собственно, из этой хромосомы.

— Название, конечно, жуткое.

— Это еще не самое страшное, — улыбается Юлиана. — Нам однажды физичка говорит: кто сможет повторить название, тому сразу зачет.

— И что это было за название?

Юлиана набирает в грудь воздуха и выпаливает:

— Никотинамидадениндинуклеотид!

Мария Погребняк

Корреспондент пытается пощупать белок

19.15. Ростов-на-Дону. Физфак Южного федерального университета, кафедра физики наносистем и спектроскопии. Михаил Солдатов, энергичный ассистент кафедры, ведет нас в лабораторию компьютерного моделирования.

— Эта большая жужжащая коробочка — суперкомпьютер на 48 ядер! — с улыбкой говорит Михаил. — Он аж в 50 раз мощнее обычного компьютера.

Арам Бугаев, магистрант-первокурсник, увлеченно рассказывает о своих проектах и стажировках в Германии и Франции.

— Я изучаю структуру белка, — объясняет он, — в частности, его молекулу АТФ — ­аденозинтрифосфат. Это очень важный б­елок, настоящее топливо для нашего организма. Хотите взглянуть на него изнутри?

— Конечно!

Арам протягивает мне 3D-очки:

— А теперь смотрите на стену! На стене проецируется объемное изображение белка. Его хочется потрогать руками!

Елена Акименко

Сотрудники МИЭТ делают открытки

20.45. Зеленоград. Сотрудники научно-образовательного центра «Зондовая микроскопия» МИЭТ делают нанооткрытки.

— Такую открытку видно только под микроскопом, — объясняет сотрудник центра Роман Морозов. — Можно это делать для задач микроэлектроники, а можно и баловаться. Можно голову Чубайса изобразить. Скоро у начальника день рождения... Придется его портрет рисовать, — Роман обреченно вздыхает.

На экране розовая открытка с трогательной надписью I love KSU.

— Это вы своей девушке сделали? Ее Ксения зовут?

— Нет. Это было вообще первое изображение, и надпись значит «Я люблю комбинационный спектрометр усиления».

Ксения Рыбакова

Зачем нанотехнологии ночным гитаристам

23.38. Санкт-Петербург. В метро на станции «Международная» я встречаю паренька с модной стрижкой и гитарой на спине. П­охоже, он ждет кого-то и не очень торопится. Можно спросить: а что для него значит нано?

— Я пользуюсь струнами Galli. Именно они натянуты на мою бас-гитару. Это очень крутые струны со специальным нанопокрытием. Они не ржавеют вообще. Обычные струны я менял порядка раз в месяц, а наноструны сохраняют свою первоначальную звонкость даже после нескольких лет.

Эльвира Хайрулина

Общее руководство проектом: Владимир Шпак, Елена Санарова, Григорий Тарасевич, Сергей Филиппов

Координаторы: Наталья Кузнецова, Анна Матерова, Дарья Жукова

Редакторы: Алексей Торгашев, Татьяна Филимонова, Данила Розанов, Андрей Константинов, Андрей Веселов, Виктор Дятликович, Алена Лесняк

Фоторедакторы: Артем Чернов, Светлана Софьина, Анастасия Лыщёва, Эвелина Стойченко

Онлайн-редакторы: Надежда Кузина, Елена Солдатова

Координаторы в регионах

Владивосток: Алиса Плюхина

Новосибирск: Василиса Петрова, Диана Злобина

Томск: Светлана Соколова, Елена Кирсанова

Уфа: Юлия Загитова

Казань: Ксения Набаткина, Алина Хусаинова

Дубна: Мария Антонова, Яна Склярова

Челябинск: Наталья Ильина

Тюмень: Татьяна Криницкая, Елена Познахарева

Ярославль: Екатерина Морозова

Екатеринбург: Анна Шерстнева, Дарья Матусевич

Санкт-Петербург: Екатерина Асиновская, Дарья Локтева, Александрина Елагина

Зеленоград и Троицк: Ксения Рыбакова

Омск: Даниил Николаев

Ростов-на-Дону: Екатерина Волосомоева, Мария Погребняк

Белгород: Любовь Шаталова

Калининград: Роман Романовский

Научные консультанты: Владимир Королев, Любовь Беляева, Антон Степнов

Корреспонденты и фотографы: Азат Сатаров, Айгуль Самедова, Александра Капачинская, Александра Аникина, Александра Буевич, Александра Дмитриева, Александра Чарно, Алексей Великоцкий, Алексей Ручьев, Алена Даминова, Алена Новикова, Алена Хлестунова, Алина Курпель, Алина Львова, Алиса Пащенко, Алла Смирнова, Анастасия Есауленко, Анастасия Колмагорова, Анастасия Кувшинова, Анастасия Миткевич, Анастасия Самойлова, Анастасия Сваровская, Анастасия Семенова, Анастасия Якунина, Анастасия Ярошенко, Ангелина Ильинская, Ангелина Петрова, Андрей Шуршев, Анжелика Кубрак, Анна Богатикова, Анна Краснобоярова, Анна Попова, Антон Карлинер, Антон Уницын, Арина Таранюк, Ася Романенкова, Бурхан Биглов, Валерий Зайцев, Валерия Белоус, Валерия Евстратенко, Валерия Железова, Валерия Фоминых, Варвара Фуфаева, Вероника Макарова, Вероника Прохорова, Виктория Загитова, Виктория Нечаева, Виктория Серикова, Виталий Беспалов, Владимир Королев, Владимир Чубаров, Галина Сахаревич, Гусева Анна, Дарина Артеменко, Дарья Житинева, Дарья Жукова, Дарья Чернявская, Дарья Януш, Денис Ильюшенков, Дмитрий Кулаев, Евгений Синицин, Евгений Щербинин, Евгения Андреева, Евгения Вавилова, Евгения Гайнулина, Евгения Дырина, Евдокия Шеламова, Екатерина Аржанова, Екатерина Кондрашова, Екатерина Марченкова, Екатерина Селиванова, Екатерина Соколова, Екатерина Ткаченко, Елена Акименко, Елена Белова, Елена Ильина, Елена Кувяткина, Елена Масяйкина, Елена Набиева, Елена Паленова, Елена Рекичинская, Елена Рыбина, Елена Черенкова, Елена Юдина, Елена Яичникова, Елизавета Сартан, Иван Цыбук, Игорь Григорьев, Илья Чичаев, Илья Шайдуров, Инна Бугаева, Ирина Богомолова, Ирина Попова, Ирина Текутьева, Камилла Пусурманова, Касым Еникеев, Кирилл Аршава, Ксения Гусева, Ксения Долгова, Ксения Миронова, Ксения Пашкова, Ксения Шевченко, Ксения Шимановская, Лариса Подистова, Людмила Мостовая, Люся Баранова, Марина Меркулова, Марина Сенинг, Мария Борисенко, Мария Васькова, Мария Павленко, Михаил Городилов, Михаил Зябкин, Михаил Иванов, Михаил Петров, Надежда Боярчук, Надежда Небогатикова, Надежда Паршанина, Надежда Прохорова, Надежда Чернова, Настя Сухова, Наталья Овчарук, Наталья Шиманюк, Ника Федотова, Никита Колодин, Николай Бажин, Олеся Меркулова, Ольга Агеева, Ольга Блажнова, Ольга Ефимова, Ольга Продан, Павел Грязнов, Павел Рыскаленко, Полина Демахина, Полина Кузина, Полина Кутырева, Полина Щедрина, Руслан Козлов, Руслан Шелест, Руслана Цикунова, Светлана Костылева, Светлана Храновская, Сергей Баранецкий, Сергей Звезда, Сергей Сынгаевский, Элина Сергеева, Эльвира Хайрулина, Юлия Баранова, Юлия Шестакова, Юрий Зарубин, Ян Тяжлов и другие.