Владимир Решетов, доцент НИЯУ МИФИ, экс-редактор научного отдела журнала «Вокруг света» и хорошо известный в узких кругах борец с экстрасенсами - редкий пример сочетания пытливого ума и готовности начать все с начала. Журналист и ученый, он стремится познать мир внешний и изучить его изнутри. На Летней Школе Владимир Николаевич пробыл недолго, но сумел одними разговорами зажечь огонь любознательности в глазах слушателей. О чем вел беседы ученый и почему он редко встречается со школьниками, читайте в интервью.
...
-- В СМИ часто поднимают проблему, что образ ученого деградирует. Этот процесс происходит до сих пор?
-- Образ ученого (по крайней мере, в нашей стране) последнее время не превозносится, а значит, престиж профессии падает. Сейчас государство предпринимает некоторые шаги, пытаясь поднять престиж, увеличивая зарплату. Но одного этого мало, нужны пафосные задачи и желание перевернуть мир, без этого наука превращается в инженерию, что полезно и нужно, но это о другом.
-- Живое общение со школьниками может стать решением проблемы?
-- Само по себе живое общение ученого и школьника практически невозможно, этим должны заниматься специально обученные люди и или те, кто без этого общения жить не могут. Именно эту задачу пытаются решить новые телевизионные передачи, наши и зарубежные, пробуждающие интерес к науке у школьников.
-- Для России это норма, чтоб ученые встречались со школьниками, так сказать "без галстуков"?
-- Не знаю, я галстук не ношу и со школьниками практически не общаюсь. В основном, с друзьями детей, и еще в спортлагере МИФИ «Волга летом», и у телескопа … Предпочитаю студентов и старшеклассников.
-- В рамках Летней школе «Русского репортера» Вы также вели беседы с молодежью. О чем Вы разговаривали?
-- Обо всем! Но основных тем немного: моя работа в «Вокруг Света», борьба с оккультизмом и лженаукой, философские основания квантовой механики и успехи Росатома.
-- Что думаете о проекте ЛШ в целом?
-- Хороший проект, нужный тем, кто туда приезжает. Я там бывал два раза проездом, но если такой темп жизни участники выдерживают две недели, то значит, молодцы не только они, но и организаторы.
-- Любопытно, есть ли темы в науке, которые невозможно объяснить простым языком подрастающему поколению?
-- Есть, практически любой новый математический результат, или изыскание из области теоретической физики. Легко объясняется то, что входит в жизнь, и когда можно увидеть, как оно работает. При этом принцип работы белого светодиода все равно остается туманным, но приложения и использование изделия прозрачны, и возникает иллюзия понимания. Доступно можно объяснить, если школьник готов верить тому, о чем ему говорят. Любая попытка проверить, упрется в очень конкретные трудности, не преодолимые без высшего физико-математического образования.
-- У меня на полке стоит советская еще книжица «Занимательная физика». Простые вопросы: почему снег скрепит, почему дрова трещат... Говорят, есть еще сборники афоризмов, например, «Физики шутят». Сейчас выпускают подобные издания?
-- Да, их и у меня на полке стоит немало, они и в «Озоне» продаются. Только фонд «Династия» Дмитрия Зимина вон сколько книжек издал, да и переводчики не зевают…
-- Какими способами можно привлечь молодежь в науку?
-- Хорошими фильмами про радость научного творчества и тяжелые будни ученого.
-- За рубежом, насколько знаю, есть специальная система поиска талантливой молодежи. Есть ли что-то подобное в России?
-- У нас тоже есть. Называется - олимпиадное движение, вот только еще бы включить механизмы финансовой поддержки талантов из глубинки… Как гласит народная мудрость, талантам надо помогать, посредственность сама пробьется.
-- За последние годы в России практически не снимали фильмов об ученых, да и СМИ не горят желанием популяризовать науку. На Ваш взгляд, с чем это связано?
-- Не нужны нашей стране ученые - вот и весь ответ. В структуре международного разделения труда инновации должны рождаться в Америке, в Китае они массово внедряются, ну а Россия источник ресурсов и энергии. Поэтому только оборонный комплекс у нас в стране пытается быть на высшем мировом уровне, всем остальным это не надо.
-- Можно ли эту ситуацию исправить?
-- Да, если такая задача будет поставлена перед страной. Вот например, Росатом хочет стать глобальной мировой компанией и основным поставщиком атомной энергии и делает все, что для этого необходимо, причем действует при серьезной государственной поддержке.
-- А не происходит ли спад интереса к науке (а она для рядовых граждан представляется как нечто невероятно сложное и непостижимое) из-за того, что ученые зачастую сами дистанцируются от общества?
-- Дистанция тут ни при чем. Элитарность данного круга лиц могла бы быть фактором привлекательности профессии. Дело в том, что много средних ученых не нужно миру, а нужно немного отличных, но вот как их найти и воспитать? Возможно, один из путей решения проблемы - сохранение и создание научных школ. Об этом и руководство страны говорит, призывая строить обучение, опираясь на талантливых и продуктивных педагогов.
-- В одном из исследований изучали образ, который возникает у людей при слове «ученый». На выходе оказалось, что представители науки у опрошенных ассоциировались с героями фильмов из серии «Назад в будущее». Каков образ современного ученого, на Ваш взгляд?
-- Я думаю, тут надо смотреть на «Терминатора», «Аватара» и прочие «Звездные Войны». Ученый сегодня - это очень опасный человек, и об этом ярко свидетельствуют компьютерный игры. Позитивный образ благодетеля человечества ушел в прошлое, сегодня яйцеголовые – это агрессоры против природы и врагов рода человеческого.
-- Бытует мнение, что наука – это способ удовлетворения личного любопытства за счет государства. Чем является наука для Вас?
-- Для меня - это способ жизни, по-другому я жить уже не могу. Любопытство - это хорошо, но оно никогда не бывает чисто личным. Мы стремимся узнать, что-то новое, чтобы поделиться этим с другими. Учитель научит ученика, чтобы было, у кого потом учиться…
Беседовала Ольга Машкалёва
....
Для досье:
г. Рославль Смоленской обл.
До 9 класса в Рославле, затем ФМШ № 18 в Москве, далее 6+3 года в МФТИ г. Долгопрудный, ну и всю оставшуюся жизнь - где попало…
Я ее не выбирал, она сама меня выбрала. Я выбрал науку, а у нее, как известно, много гитик…
Естествоиспытателем, ходил на все олимпиады с 5 класса, паял радиоприемники, взрывал самодельную пиротехнику…
Думать о других немножко тоже…
Изжить эгоизм…
Доцент МИФИ Владимир Решетов на Летней Школе: «Талантам надо помогать, посредственность сама пробьется». Фото: Дария Полякова