Очень значимый монолог одного из содиректоров Летней Школы Ирины Масляковой. В обычной жизни Ирина кандидат физико-математических наук, доцент РЭУ им. Плеханова и т.д.. А на Школе она каким-то образом ухитряется быть самым серьезным взрослым и самым веселым ребенком.
Мотивация
Мне хочется что-то изменить к лучшему в России. Пусть это звучит пафосно, но это так. ЛШ дала мне возможность понять, что горстка людей, нашедших общий язык, может сделать нечто очень хорошее. (я надеюсь, что это действительно хорошее :)) Ну, и, конечно, здесь есть чисто практический интерес: такого количества информации, которое я приобретаю за месяц школы в самых разных областях науки, больше нигде невозможно найти.
История
Как я появилась в проекте? Это странная цепочка неслучайных случайностей. В 2005 году я неожиданно решила очень круто поменять свою жизнь и пыталась найти людей, которые занимаются чем-то нестандартным в образовании. Таким образом, в 2006 я вышла на ЛШ «Исследователь». Мне предложили прочитать курс «Теория вероятности и математическая статистика» для школьников. Приехав на неделю, я осталась еще на неделю, а потом еще… Так и осталась на школе. Можно сказать, что теперь почти весь круг моих близких друзей и просто знакомых составляют люди ЛШ.
О школе
Официальное образование после стольких лет бесцельных реформ практически полностью развалено. Остаются отдельные островки, держащиеся за счет отдельных личностей. Но нужно понимать, что даже если официальное образование развалено, то ум от этого никак не зависит: людей, которые хотят заниматься наукой, не становится меньше. И им нужно реализовываться.
Нам каким-то чудом удалось создать место, в котором, с одной стороны, можно чувствовать себя не "белой вороной", а с другой - найти единомышленников. Важно то, что ЛШ - не сухая академическая структура, и мы всеми силами пытаемся вписываться в реальную жизнь.
Своих не бросаем
Участники ЛШ открыты для общения. Помню мой первый приезд на школу. Никого не знаю, в походы никогда не ходила, что это будет - непонятно. Через два дня у меня возникло ощущение, что я всех этих людей знаю всю жизнь. Еще, все они честны в общении. При обсуждении каких бы то ни было вопросов авторитетов просто не существует.
Каждый высказывает свое мнение открыто, даже если руководители думают иначе. Это, конечно, рождает массу споров, но в результате находится компромисс. И, наконец, самое главное - все участники ЛШ готовы выручить тебя в любых обстоятельствах. «Своих не бросаем».
Вывод один: каждый из этих людей (неважно школьник ли, преподаватель, ученый) - Личность. С большой буквы.
Закон
Пожалуй, самый главный закон - неравнодушие и тактичность. С одной стороны, все увидят, когда тебе плохо и помогут, с другой - не будут лезть в душу и выяснять, почему плохо.
О субординации
Мы - хаос, но организованный. У нас полевые условия и в проекте участвуют несовершеннолетние, поэтому без субординации - никак. Но здесь нужно понимать, что субординация не связана с возрастом, она прежде всего связана с тем, какую ты занимаешь должность. Я практически старше всех, но очень четко в вопросах безопасности беспрекословно подчиняюсь человеку, который вдвое младше меня. То же самое делают и остальные участники.
Что нравится и не нравится
В ЛШ мне нравится междисциплинарность и независимость. А не нравится то, что в двух сутках только 48 часов..)
О том, как все устроено
Организация Летней Школы - это целиком и полностью волонтерство. И его эффективность заключается в отсутствии бюрократии. Мы никому не платим зарплату, мы никого не принуждаем отчитываться. Все строится на доверии и ответственности каждого.
Конечно, очень тяжело выкраивать время для нужд школы, потому что у всех семьи, работа, учеба и т.д. Но в результате каждый решает сам для себя вопрос: вписывать школу в свою жизнь или нет.
Наверное, когда волонтерство перестанет решать все проблемы, придется искать новые формы... А пока, самые основные трудности - это мы сами. :) Но, в последнее время, очень заметно, как мы повзрослели. Мы стараемся слышать, понимать друг друга. Спорные вопросы решаются только коллективно. Трудно? несомненно, но интересно!
Об образовании
У ВУЗов нет личного пространства, они слишком встроены в городские инфраструктуры и слишком зависимы от чиновников. В наших Вузах преподаватели - отдельно, студенты - отдельно, наука - отдельно. Московские ВУЗы многие молодые люди рассматривают, как возможность перебраться в столицу из провинции...
На ЛШ все не так. Там все живут одной жизнью и за месяц можно успеть гораздо больше, чем иной раз за несколько лет в Москве. Вот если бы наше правительство смогло бы решиться вложить деньги в университетские городки подальше от столиц, это могло бы решить много проблем. Только надо честно обеспечить достойными и цивилизованными условиями сотрудников таких городков. Я, например, абсолютно точно смогла бы переехать в такое место, если бы там были нормальные условия.
Вспоминается
Самым насыщенным в смысле лекций оказался первый год - 2006-й. После этого стало намного сложнее быть студентом - ходить на лекции и пр. и одновременно быть директором. И тем не менее, есть то, что мне особенно запомнилось:
Социальное кино. Г.Тарасевич.
Физические демонстрации А.Селиверстов
Социология Е.Варшавер
Бозон Хиггса и не только М.Казанович
Искусственный интеллект П.Малышкин
Китайский язык с точки зрения физика А.Пятаков
О результатах
Ты приобретаешь друзей по всей стране, ты получаешь информацию о других областях человеческой деятельности, приобретаешь бесценный опыт. Например, приготовить еды на 400 человек. Или развести костер и помыться в армейской палатке, или приехать на школу в первый раз в надежде чему-то поучиться, но неожиданно стать директором мастерской, насчитывающей сорок человек :)
О жизни после ЛШ
После участия в этом проекте изменилось все. Как-то странно, что когда-то я не знала всех вас. Это какая-то другая жизнь была, не настоящая.
Материал подготовлен Василисой Бабицкой
Кандидат физико-математических наук Ирина Маслякова: "Мне не нравится то, что в двух сутках только 48 часов"