Представляем интервью с одним из преподавателей Летней школы - доцентом ГАУГН РАН Александром Вороновым. Он - один из крупнейших специалистов по экспериментальной социальной психологии, в частности - по Стэнли Милгрэму (этот тот, который провел знаменитый эксперимент с ударами тока).
…
– Какое самое яркое впечатление осталось у Вас от Летней школы?
– Активное участие старшеклассников (в основном, старшеклассниц) в вечере «Жемчужины русской поэзии и прозы».
– Как бы Вы охарактеризовали школу? Что это – движение, гражданское общество, коммуна, университет?
– Лучше не скажешь: действительно, всё вместе. Можно ещё добавить: интеллигентная, очаровательная (непошлая и невульгарная) тусовка, возможность завести знакомства по душе среди сверстников, увидеть и услышать яркие личности, заразиться их любовью к науке и преподаванию, а, возможно, и завести с ними деловые отношения.
– Как Вы думаете, что будет происходить со школой в будущем?
– Она будет совершенствоваться, как это было все годы с её основания. Ее продолжение определяется, в первую очередь, энтузиастами-организаторами, то есть студентами, аспирантами, преподавателями. Похоже, у всех (включая школьников) есть желание продолжать это прекрасное дело.
– Что дает школа участникам – ученикам, преподавателям?
– Ученикам – то, о чем мы говорили, когда обсуждали, что такое школа. Преподавателям школа дает стимул от общения с даровитой юностью, с другими преподавателями, развитие навыков преподавания, выходы за границы рутины и штампов.
– Каким образом можно привлечь молодое поколение к науке?
– Чтобы привлечь к науке, нужно ею заинтересоваться и заинтересовать, но, в первую очередь, для этого нужен определенный набор генов у подростка. Работа этих генов, в конечном счете, формирует определенный тип личности, более благоприятную почву для роста будущего ученого. Конечно, на Летней школе не обязательно должны быть только будущие ученые. Школа – это место для реализации любознательности, расширения эрудиции и кругозора, тренировки головного мозга!
– Какие проблемы в нынешней системе образования Вы видите? Каким образом их можно решить?
– Главная проблема отечественной системы образования: отсутствие нормальных условий работы преподавателей, в первую очередь, – низших и средних звеньев.
В Брно (Чехия) – городе отца генетики Грегора Менделя (всем показывают его монастырь, где он ставил свои знаменитые опыты на горохе) – на факультете социальных наук Университета имени Масарика каждый преподаватель, начиная с ассистента, имеет свой офис с компьютером, факсом, телефоном, письменным и отдельно компьютерным столом, столиком для перекусов, кофе и чая, а одна (безоконная) стена с пола до потолка заставлена полками с книгами.
В нашей стране преподаватель, как правило, не имеет даже своего письменного стола.
Ещё: плохих преподавателей в университете быть просто не должно. Понял это, наблюдая РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет) в течение последних 10 лет минувшего века: там было немало звёзд среди профессорско-преподавательского состава, но также немало и абсолютно бездарных серых преподавателей и именно последние определяли уровень образования.
Как решить эти проблемы, с чего начать в наших условиях – не знаю…
– Планируете еще приезжать, а если планируете, то что собираетесь читать, проводить, исследовать?
– Да, предложу снова избранные главы своей любимой американской экспериментальной социальной психологии (в английском стиле: не лекции, а самостоятельное открытие школьниками законов в экспериментах, проводимых на занятиях с непосредственным их участием и творчеством).
Ещё мечтаю снова провести вечер «Жемчужины русской и советской прозы и поэзии». Очень хочется повторения прошлогоднего чуда, когда (после окончания моей сольной программы) юные слушатели стали наперебой декламировать наизусть стихи-шедевры, в подавляющем большинстве случаев, не знакомые мне. Это импровизированное продолжение вечера грозило закончиться лишь утром, если бы не напоминание о спящих за стеной соседях.
Так, неожиданно и с восторгом узнал я, что девушки и юноши знают и любят поэзию.
Беседовала Мария Погребняк
Кадры из документального фильма "Повинуемость" (в его основе лежит реальный эксперимент, проведенный Стэнли Милгрэмом). Российской публике этот фильм представлял Александр Воронов