Заместитель декана исторического факультета Московского Педагогического Государственного Университета и содиректор ЛШ Юрий Романов рассказывает о том, чему на Школе учатся директора, чем студенты отличаются от летнешкольников и почему Школа - это другая жизнь
История
Мое участие в жизни школы началось летом 2004 года, когда я поддался наконец на двухлетние к тому моменту приглашения "приехать и что-нибудь прочитать школьникам". Тогда в моей личной жизни произошло событие, которое я довольно тяжело переживал, поэтому хватался за все предложения, позволявшие куда-то уехать, с кем-то пообщаться и тому подобное. Не оставаться наедине с самим собой. Неделя, которую я тогда провел на школе, оказала полноценный терапевтический эффект. На следующий год я был на школе уже весь месяц. Еще через год стал ее директором.
На Летнюю Школу приезжают не работать, а жить
Летняя школа - волонтерский проект. Это имеет свои плюсы и минусы. Если бы ее делали не волонтеры, то она была бы другой. Совсем другой. Возможно, в чем-то лучшей, но утратившей часть своей сегодняшней сути. На ЛШ приезжают не работать, а жить. Делиться чем-то, что знаешь и умеешь просто так, по дружбе. Понимая, что с тобой так же поделятся чем-то иным. За деньги такое не делается.
Секрет ЛШ
Он в том, что Летняя Школа - проект некоммерческий. Он человеческий. На школу едут главным образом за человеческими отношениями. И это оказывается более важным, чем новые знания или навыки. Роскошь круглосуточного свободного общения с интересными людьми. Ради этого стоит из года в год прикладывать усилия.
О задачах
Школа представляет собой площадку, где самые разные люди находят себе общение по интересам и развиваются в том направлении, в каком они хотели бы развиваться. Предлагают другим то, что могут предложить, и берут от других то, что могут взять. Такая вот сетевая модель учебных взаимодействий. Основная задача в том и состоит, чтобы эта модель существовала и развивалась. А вообще.. Если мы говорим о задаче проекта Летней школы, то ответов будет ровно столько, сколько же и участников. И мне это определенно нравится.
Об организации
Что касается проблем, конечно они есть. У всех своя работа или учеба. Временами люди просто "выпадают" из проекта, чтобы так же внезапно появиться спустя месяц или год. Конечно, это неудобно. Но, с другой стороны, никто не работает "из-под палки". Это, по-моему, замечательно. Школа живет, значит она нужна.
О том, что не нравится
На школе очень многое не делается вовремя. Или не доделывается до логического завершения. Борьба с этим ведется постоянная и не то чтобы совсем безуспешная, но очень далекая от завершения. Возможно, это одна из черт волонтерского проекта. Правда, наблюдая насколько вообще понятию "deadline" тяжело приходится в нашем отечестве, я начинаю думать, что ЛШ тут совсем не уникальна.
О летнешкольниках
Я преподаю в университете и, если честно, не могу сказать, что ЛШники чем-то отличаются от обычных студентов. Радует то, что все они (летнешкольники) совершенно разные, но всем им интересно новое и они не боятся на пути к нему претерпеть некоторые неудобства. И такая непохожесть - большой плюс.
О мотивации
Университет, даже самый демократичный, - формальная организация, а летняя школа - прежде всего сообщество. Поэтому здесь совсем другая мотивация. Да и стартовый отбор участников ориентируется на уровень и структуру из мотивации не в меньшей, а пожалуй даже в большей степени, чем на уровень их знаний и умений.
Об образовании
Университетская система образования - это “просто про другое”. Сравнивать бесполезно. Единственное что можно сказать - это то, что формат летней школы предполагает гораздо больше общения за пределами собственно занятия. И вот эти частные разговоры на разные темы, в том числе и глубокой ночью у потрескивающего костра - это, конечно, серьезное отличие.
Другая жизнь
Очень хорошо помню свое директорство в сезон 2006 года. Безумно устал. Но как только школа закончилась, мне ее стало недоставать. Поэтому когда начался следующий сезон... Так оно и продолжается. Стараюсь выбираться на школу, отодвигая работу и все прочее, просто чтобы еще раз прожить эту жизнь.
О том, чему учатся директора
На занятия (кстати, это в большинстве своем все-таки не лекции) я попадаю реже, чем оно хотелось бы. Дополнительный пункт к одному из законов Мерфи говорит, что если на школе проходит учебное занятие, которое очень интересует директора школы, то обязательно одновременно с ним произойдет что-то, требующее директорского участия.
После ЛШ
Этот проект стал частью моей жизни. А люди со школы составили значительную часть тех, с кем я близко и очень близко общаюсь. Кроме того, занимаясь школой, я поверил в то, что своими силами можно сделать все что угодно. Если не делать ошибок и собрать правильных людей.
Юрий Романов (фото: Соня Коробкова)