Артем Акшинцев, куратор Академического экологического сообщества, рассказал о том, что ждет участников мастерской в этом году и почему сейчас востребованы экологи.
Артём, в анонсе написано, что ЭКОС – не зеленые активисты, а учёные. Значит, стоит ожидать от мастерской серьезной научной деятельности?
ЭКОС, действительно, не зеленые активисты, это академическое сообщество, но мы не проводим классических исследований на нашей мастерской. Для этого есть институты и лаборатории, в которых мы трудимся на протяжении года. На Летнюю школу вытаскивать этого нет смысла.
Полевых исследований не будет?
В поля уходим только ради научного развлечения - если приезжает классный ботаник, который может интересно рассказать про флору, например. Участники ЭКОСа – студенты и специалисты экологи, биологи, почвоведы. Мы делимся информацией друг с другом. Обсуждаем. Слушаем. Но прицельной программы полевых исследований под руководством одного из приезжих специалистов у нас нет.
Участники мастерской потом остаются в академическом сообществе?
Да, ЭКОС не просто двухнедельный лагерь для учёных, это место для формирования команды людей с перспективой дальнейшего их включения в жизнь сообщества, ведь работаем мы в течение всего года. Хоть работа, конечно, и не такая интенсивная, как во время Летней Школы. Мы продолжаем научно-исследовательскую деятельность, работаем над книгой, создаем контент для социальных сетей. Мне кажется, по сравнению с другими экологически-направленными пабликами, мы создаем больше эксклюзивного и действительно полезного для «людей в теме» контента.
Что принципиально нового студенты получают на ЭКОСе?
Участники ЭКОСа – это студенты и выпускники естественнонаучных факультетов: экофак РУДН, геофак, биофак, почва МГУ, СпбГУ. Стоит понимать, что экология, в первую очередь, это системное мышление. Это искусство взглянуть отстраненно на всю систему целиком, увидеть связи, обеспечивающие её функционирование. Здесь необходимы различные навыки, которые, к сожалению, редко оттачиваются студентами экологических специальностей в университетах. Например, умение представлять сложные системы в виде орграфов, понимание механизмов системной динамики. Тут в игру вступаем мы.
Что представляет собой вступительное задание мастерской: тесты, задачи?
Отборочное задание каждый год одинаковое. Это собеседование. У нас нет такого, что нужно текст написать или какой-то тест решить. Есть домашнее задание для тех, кто прошел отбор. Им нужно подготовить выступление по теме, которую мы задаем, непосредственно к самой Летней Школе. В этом году у нас будет формат кратких выступлений в стиле TED на экологическую тематику. Мы запишем эти выступления и распространим их в интернете, где, к сожалению, крайне мало адекватной экологической информации. Сейчас зеленый активист для многих – вегетарианец и дауншифтер, я не понимаю, причем здесь экология. Да, эта мода. Наверное, это неплохо. Но я не вегетарианец и при этом эколог. Тут другие правила. Нельзя сказать: я не ем мясо, поэтому я эколог и помогаю окружающей среде.
Зеленые активисты разочаруются в ЭКОСе, а кто еще?
Потенциально «разочарованых активистов», мы отсеиваем сразу на этапе отбора. Спрашиваешь человека, что для него экология. Начинаешь задавать главные вопросы: кто такой Медоуз? А кто такой Алан Аткиссон? Если он может тебе ответить, значит, человек в теме и действительно с мозгами подходит к экологии. А не просто купился на зеленую марочку. На ЭКОС приезжают люди, которым эти имена знакомы. Люди, которые читали доклад «Наше общее будущее», которые понимают, что такое 1992 год.
У гуманитария нет шансов попасть на мастерскую?
И нет, и да. С одной стороны, мы в свои ряды собираем тех, у кого профильное образование. У нас нет цели – научить человека с нуля. Этим занимаются университеты. Наша цель – помочь человеку отточить навыки системного мышления, почувствовать как и зачем применять знания, полученные в университете. Мы стараемся не зацикливаться на частных проблемах, но вырабатывать комплексный взгляд на процессы. С другой стороны, гуманитария мы тоже можем взять, но только если он покажет, что он в теме и владеет необходимым минимумом (а он не так уж и мал) знаний. Например, простая задачка. Объясните почему размеры конечностей у животных в северных морях меньше, чем у животных в южных морях. Получилось? Тогда на ЭКОСе вы, скорее всего, будете в тему. Если вы понимаете глобальные законы развития экосистем, популяций, то да, мы ждем вас на ЭКОСе. И вместе мы сможем сделать что-то большее, что-то направленное как раз на развитие и популяризацию науки экологии.
Что, например?
По-разному. ЭКОС существует лет пять, первые годы были годами поиска. Я тогда только выпускался из университета. И хотя я был в числе лучших, в голове всё равно царил хаос. Я думал, раз мы экологи, значит, нужно дружить с «Гринпис» и WWF. Замечательные организации, ничего не буду говорить про них плохого, но это не то. Совсем не то. И мы начали искать свой путь. Был момент, когда занимались иммитационными моделями, в том числе игровыми. Из самых известных в этой сфере могу назвать, наверное, «Экологику». Довольно раскрученная игра. К нам на ЭКОС приезжали ее создатели. Думали над улучшениями, пытались сделать что-то похожее. Последние два года мы занимаемся разработкой методички, которая переросла в научно-популярную книгу по экологии. Система образования экологов в университетах до сих пор построена на неясных базисах, потому что экология – это отдельная наука, а у нас профессора, которые ей обучают сами либо биологи, либо географы, либо экономисты.
Откуда возникла потребность в книге, и о чем она будет?
Я занимаюсь научно-популярной литературой, и мне всегда было интересно, почему много книг по физике, астрономии и биологии, а по экологии нет. Есть лишь несколько переведенных книг зарубежных авторов. Ну и все они, скорее, для специалистов. ЭКОС старается исправить это. Мы уже сделали блок системной динамики, который войдет в книгу. В этом году усилия состредоточим уже не на графике, а научно-популярном тексте по системному мышлению.
Помимо создания книги, будет что-то принципиально новое?
В этом году у нас новый куратор. В игру вступает Тоня Евташина – эколог из Питера. У нее есть свои идеи. Она непременно привнесет что-то новое. Научный руководитель у нас не меняется. Это Виктор Иванович Данилов-Данильян, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, директор Института Водных проблем РАН.
Раз научный руководитель мастерской – доктор экономических наук, экономику тоже будете изучать?
Экология – это дикий синтез: биологии, географии, экономики. Потому что все упирается не в то, что «ну посмотрите, там же дельфинчики, их же жалко». Это все здорово и замечательно, но, к сожалению, почти все упирается в деньги. И как только ты сможешь показать, что зеленый образ жизни, зеленый образ производства выгоднее по деньгам, тогда все сдвинется с мертвой точки. Сейчас на любом производстве необходим эколог. В МГИМО наконец-то начали преподавать экологию для дипломатов. Это важно. Потому что и на международных переговорах обычно очень остро встают вопросы охраны окружающей среды, а наши дипломаты вообще не понимают, что происходит. Сейчас биология и экология это разные науки. Зеленые технологии вышли на тот уровень, когда это не просто какое-то брендовое решение компании: «Посмотрите, мы становимся зелеными, это привлечет нам дополнительную аудиторию». Уже сейчас это выгодно бизнесу с экономической точки зрения.
Текст: Олеся Остапчук
ЭКОС-2015