Светлана Скарлош, руководитель мастерской, рассказала зачем подростки снимают кино, и как на Летней Школе изучают память.
- Света, расскажи немного об истории ПсихО. С чего все начиналось? Я знаю, что происходила смена руководства, мастерская меняла формат… Что было, а что есть сейчас?
Как и каждая мастерская – с идеи. Летняя школа активно разрасталась, появлялись новые мастерские, а психология, как дисциплина, была представлена в каком то виде только в программе СОЦо – очень фрагментарно. И все-таки мы опасались открывать психологические отделение, долго думали над форматом. Сложно найти еще одну такую, одновременно востребованную, и дискредитированную область человеческого знания. «В народе» о психологии много мифов – с ней путают эзотерику, крайне радикальные практики, многие считают, что психология позволяет человеку научиться манипулировать людьми. Другими словами, психология традиционно привлекает не вполне адекватных людей – наряду с умными и прекрасными. Поэтому мы много думали о критериях отбора и безопасной программе. Нужно пояснить, что я имею в виду под «безопасной»: второй причиной, по которой люди приходят в психологию, часто становятся их собственные травмы. Но для того, чтобы с этими травмами работать, нужны специальные условия – это никак не Летняя Школа. Поэтому мы сделали акцент на науке, и постарались избежать психотерапии. Первый блин всегда комом – в первый год мастерская практически развалилась. Не получилось командной работы среди организаторов, не сработали фильтры по набору, не продумана была программа… Второй год был довольно удачным – мы сделали выводы, и проработали более четко концепцию, хотя все равно мастерская была еще сыровата. Очень много статусных преподавателей, насыщенная программа, и провал исследовательских проектов. Третий год – опять новый дизайн – 4 ключевые темы исследований: память, личность, подростки и этническая идентичность. Руководители – ведущие психологи страны. Но и это, как оказалось, не окончательная концепция мастерской. Каждый год мы анализируем предыдущий «сезон», ищем, спорим, находим, экспериментируем, разочаровываемся, придумываем что то новое. И это прекрасно – мастерская живая.
- Кто может быть участником мастерской? Школьник 8-11 класс, интересующийся психологией, студент – психолог, студент другого профиля, но способный внятно объяснить, зачем ему на наше отделение, психолог – ученый, психолог – практик…в общем, получается, любой человек, который окажется полезным мастерской, а мастерская ему. Ну, и конечно, анкета, тестовое задание, собеседование… Бюрократия, одним словом☺)
- Разные ли программы для школьников и студентов - и чем они отличаются?
Да. В случае школьников наша задача скорее профориентационная. Мы хотим показать им, что такое психология. Дать основу. Школьники изучают общую, возрастную, клиническую и социальную психологию, и участвуют в исследованиях. Это важно, чтобы дать им представление о научном мышлении. Скажу по секрету, школьники участвует в очень интересном и творческом исследовании, касающемся психологии подростков. Студенты ведут свои проекты, более сложные, и мы для них стараемся организовать узкотематические лекции. Например, работа с травмой, или количественные способы исследования.
- Взаимодействуют ли разные группы между собой? Как это происходит?
Да, есть общие пары, костер, общий просмотр кино и личная симпатия. Мы планируем развивать то пространство: например, в этом году есть планы организовать карнавал, а костер сделать регулярным.
- Хочется подробнее узнать о том, что изучают студенты, а что - школьники.
Уже говорила выше – базовые курсы психологии, и даже касаются немного психиатрии – школьники, тематические лекции и исследования - студенты. Студентам мы пытаемся давать некоторое представление о разных школах и подходах в практической психологии: групповая терапия, психодрама, арт-терапия, гештальт-терапия, понимающая терапия. Но – только в виде семинаров и мастерских.
- Про школьников хочется отдельно поговорить. Как строится для них учебный курс? Ведь психология вообще не изучается в школе.
Мы стараемся делать занятия, с одной стороны, соответствующие учебному плану, с другой – гибкими, смотрим, что интересно школьникам, на что они реагируют. Например, когда к нам приезжал Кирилл Хломов – психолог, руководитель психологического центра для подростков «Перекресток», школьники подняли тему травли в школе, и поучился разговор о том, как устроено это явление со всех сторон: психология жертвы, провокация, участие большинства, рол взрослых и тд. Не смотря на то, что у них нет психологии в школе, многие школьники «что-то читали», и точно знают, кто такой Фрейд.
- Проекты мастерской. Расскажи о наиболее интересных.
Очень интересное исследование под руководством Вероники Нурковой ведет Аня Край – про автобиографическую память. Что мы помним на самом деле, можно ли человека спровоцировать «вспомнить» то, чего не было? Каков механизм формирования ложных воспоминаний? Испытуемыми были сами летнешкольники, и «вспоминали» они фрагменты из летнешкольной жизни.. о результатам исследования вышли 2 научные статьи. Школьники из исследовательской группы Кино снимают про себя фильм – точнее, делают ремейк старого фильма образца 1960 года, а потом мы анализируем материал, и смотрим, как изменился процесс взросления. Это тоже серьезное исследование с перспективой – фильм тут является рамкой, контейнером, в котором подросткам удобно разместить свои переживания. Мы уже получили первые результаты, и они вдохновляют на продолжение этого проекта.
- Летняя Школа и мастерская неизбежно меняют. Можешь вспомнить несколько наиболее ярких историй удивительных превращений?
Да, конечно. Например, у нас был школьник, который ни с кем особенно не дружил, не вписывался в коллектив, не он интересовался проектами, и мы даже сомневались, что возьмем его на другой год. Но взяли. И за следующий сезон он изменился радикально, стал очень важным участником мастерской. Так, что мы уже и не представляем мастерскую без него. Меняются и взрослые: например, я☺). До Летней школы я и подумать не могла, что подростки станут моим научным интересом. Я не умела, и не очень хотела с ними работать, а теперь выдерживаю их целые три недели, и даже еще никого не убила. (Шутка).
- Какие проекты будут в этом году?
Точно могу сказать, что останется исследование про память, и группа «Кино». Мы хотим, чтобы студенты приезжали к нам со своими темами и проектами, и занимались наукой. А для школьников мы готовим качественную базовую программу.
- Какие цели есть у мастерской в сезоне-2016?
Состояться во всех смыслах. Разбогатеть на людей – и на школьников-студентов, и на преподавателей. Удачно провести исследования, попробовать новые форматы обучения, и даже организовать карнавал.
- Есть ли фольклор? Может, какие-то ПсихОшутки? Или традиции?
«Жизнь это боль» - пишут студенты ПСИХо, когда приезжает преподаватель по матстатистике.
- Что уникального в мастерской ПсихО? Иными словами, почему мне стоит туда ехать, если я а) школьник б) студент в) чуть больше, чем студент :)
Кроме интереса к психологии, причин много: мы привозим очень крутых преподавателей. У нас есть необычные формы занятий – в виде мастер-классов и тренингов. Мы создаем пространство, где хорошо работать, и хорошо отдыхать. В общем – у нас классно, а будет еще лучше.
Директор ПсихО