В рамках Школы «Наука и журналистика» открывается новое отделение – «Красивая наука». Василиса Бабицкая, главная по «Красоте», рассказала о планах (спойлер – дело дойдет до выставок), серьезных намерениях к жукам-бронзовкам, и о том, как показывать красоту науки без ущерба для содержания.
– Что из себя представляет направление «Красивая наука»?
Красивая наука – это, в первую очередь, про визуализацию научной информации. В этом году мы сконцентрируемся на микрофотографии и инфографике, однако не ограничим себя только этими двумя форматами. Вполне возможно, что в рамках отделения мы накреативим такого, что потребует иной формы. Скажем, экспонат для научно-популярного музея. А почему бы и нет? Попробуем воплотить, если будем справляться с основными проектами по двум модулям.
– В чем цель вашего направления?
Ученых, чаще всего, не интересует, как выглядит наука – их завораживают глубина, смыслы, содержание. Нашу команду (где есть и журналист, и дизайнер, и ученые) тоже. Поэтому мы хотим через внешнюю красоту науки продемонстрировать красоту внутреннюю. И для этого тех, кому интересна наука, приглашаем «нырнуть» вместе с нами в содержание и смыслы. А для этого мы попробуем соединить эти две составляющие (красоту внешнюю и внутреннюю) пока что в двух форматах – микрофотографии и инфографики.
– Какой дефицит покрывает Красивая наука?
О том, что наука – это красиво, как правило знают или ученые, или любители модных научно-популярных пабликов (где красота часто идет в ущерб содержанию). Мы хотим вывести визуализацию научной информации на совсем иной уровень – сделать ее более осмысленной, содержательной. Наши продукты будут не только красивыми, но и образовательными – кроме вау-эффекта, который обязательно будет, у вас еще кое-что останется в голове.
Есть и личная мотивация. Мы хотим еще раз напомнить о том, в каком удивительном по своей красоте мире мы живем. Научная информация это здорово позволяет сделать. Наука любит классификации – мир бактерий, мир растений, мир животных. Каждое из таких обобщений – это рамки целой Вселенной. Чтобы показать красоту той или иной, мы будем отталкиваться от содержания – что науке известно о каждом микрокосме? Грубо говоря – мы не будем бегать за бронзовками только потому, что они удивительно красивы. Наши намерения более серьезные. Нам нравится системный подход – при помощи микрофотографий этих завораживающих жуков мы расскажем о том, чем вообще удивительна жучиная Вселенная.
– Кто занимается организацией направления?
У нас большая команда специалистов самых разных областей. Я журналист и фотограф, Надежда Павлова – биолог из МГУ, Анна Нмези – дизайнер журнала «Кот Шрёдингера», Георгий Махатадзе – геолог из МГУ. И, конечно, Григорий Тарасевич – главный редактор журнала «Кот Шрёдингера».
- Кого из участников вы ждете?
Мы будем очень рады дизайнерам, фотографам, ученым и журналистам. Уникальность нашей программы будет заключаться в том, что у каждой из групп будут разные лекции. Фотографы не будут слушать про правило золотого сечения, а дизайнеры – историю искусств. Предполагается, что это уже люди с определенным уровнем, хотя если какие-то пробелы в знаниях и умениях все же будут, мы их оперативно устраним.
Работа будет выглядеть следующим образом: все участники поделятся на рабочие группы и будут делать свои проекты под чутким руководством профессионалов.
- Чем вы будете заниматься на мастерской?
Наша работа будет включать в себя 2 составляющих. Первая – это лекции и мастер-классы. Фотографы, дизайнеры и журналисты будут слушать лекции по биологии, физике, геологии и другим дисциплинам, которые будут связаны с их проектами. Мы хотим, чтобы люди творческие побыли немного учеными и досконально изучили «предмет» своей визуализации. Это необходимо для того, чтобы конечный продукт получился «максимально глубоким». Ученые, в свою очередь, будут узнавать многое о визуализации научной информации (и мы здесь не ограничимся двумя форматами). Впрочем, мы планируем совместные лекции и для обеих групп. Такое вот взаимопроникновение.
Вторая часть, равная по значимости – это непосредственно проекты по инфографике и микрофотографии. Темы участники выберут на самой Школе – мы их уже подготовили, но это пока – сюрприз. По «микре» – будем работать с насекомыми, растениями, породами, бактериями – в том числе, научимся готовить самый разный «материал» и «раскрашивать микромир». По второму модулю – создадим несколько крутых проектов по инфографике, которые будут опубликованы в лучших научно-популярных СМИ. Если сделаем что-то блестящее, возможно, уже после Школы создадим арт-проект по мотивам для одного научно-популярного музея – такие возможности у нас есть.
- А что с материально-технической базой? Чтобы делать действительно крутые фотографии, нужна очень серьезная техника.
Нам очень повезло с партнером – компанией ОПТЭК, представляющей Carl Zeiss Microscopy, которая предоставляет все необходимое, в том числе микроскопы, которые есть даже не во всех лабораториях. Мы будем учить ими пользоваться. Не слышала, чтобы кто-то делал нечто подобное.
- Каким вы видите результат работы мастерской?
По окончании мастерской мы планирует организовать фотовыставку сначала на самой Летней Школе, а затем на довольно крупной площадке в Москве – какой, пока тоже секрет, но запрос на подобное мероприятие есть и довольно большой. А про инфографику я уже немного рассказала.
Но если смотреть глобально, то мы бы хотели создать команду единомышленников, которые после Летней Школы станут лучшими в деле визуализации научной информации, о каком бы формате ни шла речь. Так что мы создаем команду для того, чтобы после круглогодично зажигать и делать вместе действительно очень крутые проекты. А начнем уже совсем скоро.
Текст: Наталья Заруцкая
Директор направления