Картинка к важной новости

Фотография Екатерины Голодко

10 февраля 2019 г. «Пресс-изба»

Зимняя Летняя школа 2019: всеприсутствие

Пресс-изба провела четыре дня на ЗЛШ, чтобы рассказать о ней вам — текстом, видео, фото и звуком. Читайте, слушайте и смотрите наш «омнимедийный» лонгрид о Зимней Летней школе.

Пять дней, четыре мастерских, один подмосковный пансионат с бассейном и местом для шашлыков — Зимняя Летняя школа получилась короткой, но интенсивной. Огромная территория пансионата вместила в себя несколько жилых корпусов, учебный корпус, кинотеатр, физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном, отдельное здание столовой и множество других строений. Вместо берегов Волги нас встретил заснеженный пруд.




Жилой корпус, кинотеатр, столовая.

Что такое Зимняя Летняя школа? Дежурными, отдающими официозом фразами ЗЛШ описывается просто. Примерно 50 летнешкольников (зимнелетнешкольников?) приехали на ЗЛШ, чтобы проработать стратегии собственных проектов в мастерской ПрикРац: Стратегирование в проекте, познакомиться с критическим мышлением в мастерской ПрикРац: Научный скептицизм, узнать больше о медиаправе в мастерской Digital Law или о пространственных практиках в мастерской «Танец».




Но остается неясным или абсурдным в своей формулировке вопрос: что делает Зимнюю Летнюю школу — Летней школой? Ответ на этот вопрос ускользает от прямого взгляда. Фактически, мы сменили все условия — палатки на номера, готовку обеда на еще больше подготовки к занятиям, бильярд и шашлыки из развлечений, и никакой гречки на ужин. Даже «ништяки» как всегда раздавались Антоном, хоть и другим — директором ЗЛШ был секретарь совета Летней школы Антон Самойлов.


Директор ЛШ19 Антон Будников рад, что был участником направления «Научный скептицизм» мастерской прикладной рациональности.

Для начала, чтобы подступиться к сущностному пониманию Зимней Летней школы, мы обратились к директорам мастерских.


Ну как оно? Что запомнилось?




«Злые тетки в столовой».

Катя Зверева, директор мастерской прикладной рациональности, направление «Научный скептицизм»

«Мы много гуляли, потому что несколько партитур были расположены на улице. Из-за этого мы очень много времени провели в разных пространствах, в разных локациях, мы не сидели на одном месте, вообще ни в один из дней мастерской, и это приятное впечатление, очень яркое.

Свежий воздух и творчество, наши занятия, которые были наполнены энергией ребят, это все очень вдохновляло. Какое-то объединение ради одной цели, этого творчества постоянного, которое раскачалось к последнему дню».

Алена Папина, директор мастерской «Танец»




«Самое яркое впечатление — выходишь на улицу, а там прямо зимняя сказка. Такие деревья, все заснеженное, красивые дорожки расчищены. Мне очень понравилось место».

Прапион Медведева (Гайбарян), директор мастерской прикладной рациональности, направление «Стратегирование в проекте»




«Было забавно, когда я решил немного эпатировать ребят. Вечером, когда мы сидели с гитарой, я начал играть песню «Фраер» Михаила Круга. Обычно это вызывает усмешки в такой цивильной компании — а тут люди внезапно стали мне подпевать, причем молодые ребята, которых вообще не заподозришь в том, что они знают шансон. В итоге мы сыграли хором несколько известных песен, «Жиган-лимон», например. Это было очень круто».

Роман Фадеев, куратор мастерской Digital Law


Что произошло с вашей мастерской за сезон ЗЛШ?

«Мы минимальный план выполнили и практически всех целей достигли, хороший такой пинок для подготовки Летней школы. В этом смысле для нас это полигон, и это очень клевый полигон, для того, чтобы более качественно провести уже большую сессию на Летней школе. Из особенностей ЗЛШ: три дня, которые мы были, точнее два с половиной, это мало. У всех было ощущение, что нужен еще денек, а может два».

Роман Фадеев, куратор мастерской Digital Law




«Итоги работы мастерской — это то, что нужно проводить еще одну мастерскую и углубленно идти в те практики, которые у нас были, потому что мы во многом наметили, что такое сайт-специфичное искусство, какие есть форматы, направления, что мы можем там сделать. Но мы попробовали только малую толику, поработали с партитурами — хочется больше литературы, художественных методов, больше времени на практику. Надеюсь, все это летом получится, а в межсезонку тоже здорово это все развивать».

Алена Папина, директор мастерской «Танец»





Чем Зимняя школа лучше или хуже Летней?

«Лучше то, что не надо готовить и мыть посуду. Можно больше учиться. Хуже — все равно не хватает атмосферы. Не знаю, как это объяснить. На ЛШ ты как будто попадаешь в другой мир, похожий на утопическую коммуну. Все вокруг как будто тебе друзья, общаться очень легко. На ЗЛШ почти не было общения с другими мастерскими, общих мероприятий, бесед в курилке, закатов на Волге. И всего такого, что объединяет разные мастерские. Напрягло, что из-за столовских теток пришлось подвинуть расписание. Ну и что вегетарианцам было не очень комфортно в советской столовой. Нет WiFi, а мобильный интернет ловил плохо».

Катя Зверева, директор мастерской прикладной рациональности, направление «Научный скептицизм»




«Сложно сказать. Во-первых, на ЗЛШ нет всякой бытовухи, вроде готовки еды и всего такого. Во-вторых, было гораздо меньше мастерских, соответственно, меньше людей, и это определенно плюс. Хотя есть какой-то шарм в этой лагерной жизни, совместном приготовлении пищи и так далее. Сложно сравнить, просто совершенно другой формат».

Прапион Медведева (Гайбарян), директор мастерской прикладной рациональности, направление «Стратегирование в проекте»



«Начнем с плохого: практически отсутствует, по объективным причинам, коммуникация между мастерскими, нет никаких общих пространств. В столовой сама обстановка не предполагает общения, все кучкуются со своими мастерскими, нет курилок, в которых все бы собирались и общались, нет костров, куда можно прийти, в общем, нет взаимодействия между мастерскими. Из-за зимы меньше мест, где можно находиться, куда можно прогуляться — не знаю, это минус или плюс, это данность.

Из хорошего — больше получается концентрироваться на учебе, как мне кажется. В целом, формат нормальный, если поработать над какими-то общими мероприятиями. Если бы нас было там триста человек, было бы очень клево, но нас было мало — и это минус. Ну и спать в кроватке, иметь душ в номере — это прямо огонь».

Роман Фадеев, куратор мастерской Digital Law


Какие самые яркие впечатления у зимнелетнешкольников?

«Туалет, конечно. Ты заходишь, а у тебя есть комната, есть еще свой душ, в котором не нужно греть воду, и туалет, в котором правда можно сидеть — это великолепно. Но по палатке я скучала».

Саша из мастерской «Танец»




«Я была поражена, что такое вообще существует, и при этом на волонтерских началах. Я не знаю, как было на других мастерских, но на той, что была я, давали просто бесценные знания. Информация очень качественная, структурированная и имеет отношение к реальности. У меня есть большой опыт обучения на различных платных «тренингах», и я с уверенностью могу сказать, что это, пожалуй, одно из лучших обучающих событий в моей жизни. Вообще, ЗЛШ определила мой дальнейший вектор развития».

Анна из мастерской прикладной рациональности, направление «Стратегирование в проекте»



«Как ни странно, люди, которые были на мастерской. Я ехала за знаниями, а получила сверху еще отличную компанию. Мы могли спокойно до поздней ночи обсуждать самые разные темы, на которые в обычной жизни мало с кем поговоришь. Все очень разные, но не было ни одного конфликта, все сразу сошлись. У каждой и каждого богатый бэкграунд, было интересно слушать и разговаривать за жизнь. Ну и от общения как на лекциях, так и вне пошло огромное количество локальных мемов — такое трудно забыть. Разъезжаться было тяжеловато».

Алена из мастерской прикладной рациональности, направление «Научный скептицизм»




Приехали бы сюда еще раз?

«Этот санаторий — замечательное место, на самом деле, но оно не дает пространства для творчества, не дает такого стимула, потому что слишком комфортно, не хватает только телека в каждой комнате и вайфая везде. Слишком нежные условия, немного не то. ЗЛШ — это чтобы ребята почиллили. Если бы мы собирались на более длительный срок, то можно было бы ожидать дискотеку в клубе каждый день в девять вечера и вспоминать свой детский летний лагерь».

Саша из мастерской «Танец»



«Я сначала с удовольствием попробовала бы поехать на летнюю школу. Интересно сравнить. Ну а так, если этот опыт можно было бы повторить — я только за, ЗЛШ меня очень сильно изменила».

Алена из мастерской прикладной рациональности, направление «Научный скептицизм»

«Надеюсь, что у меня получится попасть на следующую ЛШ».

Анна из мастерской прикладной рациональности, направление «Стратегирование в проекте»


И в последнюю минуту свои впечатления нам прислал еще один совершенно обычный участник ЗЛШ.


Как это было

Но одно дело — смотреть на фотографии пансионата «Чайковский» и читать комментарии участников и организаторов ЗЛШ, и совсем другое ― увидеть мастерские ЛШ в действии. По итогам первого сезона Зимней Летней школы у нас набралось несколько десятков видеозаписей с перформансами мастерской «Танец» и дискуссиями направления «Научный скептицизм» мастерской прикладной рациональности. Кроме того, на ЗЛШ прошли съемки музыкального клипа — с него и начнем. Рассказывает Ольга Широкоступ:

«Мы с командой снимали видео, которое станет частью художественной работы «Санаторий». В основе нее одноименная песня Ольги Широкоступ и Кирилла Смирнова (проект «Оля и Секретный Завод»). В коллаборации приняли участие художница Настя Безрукова и хореограф Алена Папина, а также Николай Световидов, Михаил Седов, Леонид Ким, Анна Браудэ, Анна Тодич, Роман Насташкин, Саша Лебедева, Саша Мигович и коллектив мастерской «Танец» — Ксения Нефёдова, Татьяна Иванникова, Александрас Крифариди, Валерия Бастрикова, Ольга Щёкина, Александра Кондрашева, Елена Шибаева, Анастасия Тютюкова, Татьяна Баранова, Екатерина Венедиктова, Александра Алексеева, Светлана Куракова, Андрей Глазов и Анастасия Иванова.




С одной стороны, санаторий — пространство где возможен досуг, где герои освобождены от труда и рутины — модель утопического мира будущего. Идеальное место для создания искусства, размышлений, взаимодействия, творчества и коллективных практик. С другой стороны, видео рассказывает историю героев, помещенных в условия, где они лишены возможности влиять на происходящее и оказываются изолированными от него».


О перформансах танцоров на ЗЛШ нам рассказала директор мастерской Алена Папина:

«Мы разделились на четыре группы по четыре человека методом жеребьевки. Задачей было придумать партитуру не более 10 минут для исполнения, написать ее на листке и передать ее другой группе так, чтобы не нужно было ничего дополнительно объяснять, а они могли бы интерпретировать ее как хотят. Это не застроенная режиссерская экспликация, а именно гайдлайн и набор инструментов, которые люди сами должны выбрать и реализовать.

В некоторых партитурах были указаны конкретные пространства, одна выглядела как набор предметов — чайная коробка, варежки, кто-то выбирал локацию сам, а где-то она была задана, например, знаком «бесконечность». Всего было пять партитур. Одну мы придумали с педагогом; группе ребят попалась их собственная, и мы с Аней Семакиной взяли ее, а для них написали другую».

У Пресс-избы было недостаточно ресурсов для профессиональной записи перформансов, но проиллюстрировать рассказ Алены Папиной могут вот эти видео.

Участники перформанса показывают битву гладиатора со львами на арене Колизея.

Перформанс о культе чая и чайной зависимости.

Исполнительницы перфоманса напоминают зрителям о детских воспоминаниях летних лагерей.

Участники вовлекают зрителей в свой перформанс и проводят их по территории санатория с закрытыми глазами, сопровождая их прогулку разными звуками.

Участники и зрители снова совершают прогулку по санаторию, зачитывая отрывок из книги и издавая странные звуки.

Как случайный прохожий воспринимает происходящее со стороны?

«Происходит некое ненормативное и нетипичное действие: группа людей совершает какие-то странные акты и, возможно, они делают это без цели. В этом нет какой-то функции, но они не приносят вреда, следовательно, это какое-то отклонение или форма искусства. И мы видим, что люди, которые это делают, вменяемые, и ты можешь с ними поговорить, и это переходит в иной языковой ход. Это язык, которым конкретная группа выбрала общаться. И это хорошо, если прохожий понимает, что перед ним инопланетяне, непостижимые в своей деятельности».

Почему в некоторые перформансы участники вовлекались пассивно, а в другие активно?

«Степень участия в партитуре также зависела от нее самой. Где-то, когда мы ходили между корпусами, все участники были в качестве перформеров: эта ситуация была задана партитурой, так же, как и бродилки в лесу. Ситуация, в которой девчонки показывали, а мы были зрители — это их решение по партитуре, которую им предложили».

Мастерская «Танец» устраивает спонтанный перформанс, отмечая удачное исполнение перформансов запланированных.

Перформеры кланяются зрителям, благодаря их за внимание и участие.

В чем идея перформанса?

«Идея перформанса в практике: в том, чтобы разными инструментами предложить поработать с пространством, поиск и экспериментирование с чем-то интересным и художественными средствами. Поскольку мы не работаем с режиссерским театром и застроенной концепцией постановки, то идея перформанса во взаимодействии и горизонтальной практике.

А сами перформансы, то, как они интерпретируются создателями и исполнителями – это совершенно разные идеи и, как правило, это безнарративная ситуация искусства. Ты не объясняешь, что небо голубое или любить прекрасно. Нет какого-то морализаторства. Это работа с формой и художественными инструментами без яркого политического или социального послания, без взгляда художника «я так вижу», это просто исследование принципов отношений между людьми».

— директор мастерской «Танец» Алена Папина


Прекрасные видеоиллюстрации удалось записать и на одной из пар направления «Научный скептицизм» мастерской прикладной рациональности. Директор ПрикРаца Екатерина Зверева и рядовой участник ЗЛШ Антон Будников, он же директор Летней школы, ведут ожесточенный спор о природе окон.

Почему летнешкольники решили обязательно выяснить, что такое окно, объясняет Екатерина Зверева:

«Мы пытались дать такое определение слову «окно», чтобы самые разные окна под него подходили. И чтоб всех оно устроило. Это было в рамках лекции про несовершенство естественного языка, его неточность, неясность, многозначность. И в рамках подтемы о важности определений. Перед любым обсуждением хорошо бы договориться о том, что мы понимаем под ключевыми словами, чтобы в ходе беседы говорить условно на одном языке и понимать друг друга.

Чтобы не узнать после двух часов спора, что вы во всем согласны, просто под словом, например, «свобода» вы понимаете разное. И в качестве наглядной иллюстрации надо было договориться о том, что такое окно. Дескать, посмотрите, как сложно определиться с тем, что такое окно, хотя мы все вроде бы знаем, что это, и это довольно простой термин. А представьте, какие разные взгляды у нас на слова типа любовь, дружба, хорошо, плохо, правильно и так далее».


Бессмертие и право

На Летнюю школу часто приезжают совершенно уникальные лекторы, и зимний сезон не стал исключением. До заснеженного пансионата «Чайковский» добрались, среди прочих, один из создателей Российского трансгуманистического движения Данила Медведев и управляющий партнер Коллегии медиа-юристов Федор Кравченко.

С первым из них, лектором направления «Стратегирование в проекте» мастерской прикладной рациональности, пообщался старший редактор Пресс-избы Антон Исанов. Данила Медведев рассказал о перспективах бессмертия, о шансах человечества оказаться единственной цивилизацией в галактике и о том, в чем разница между ЛШ и ЗЛШ.




«Вполне возможно, что мы — единственная цивилизация в галактике, и это сообразуется с нашими нынешними научными знаниями и представлениями о том, насколько легко возникнуть жизни... И, возможно, что нам предстоит, как первым, туда идти и что-то с этим делать.

Это дает очень большой смысл, потому что это имеет глобальное, не просто планетарное, но и вселенское значение. Об этом полезно помнить, чтобы расширять свою рамку и понимать, что проекты, которые каждый человек решает делать, они могут и должны быть большими. Нужно не ограничиваться каким-то своим маленьким проектом или своей семьей; можно и нужно думать о планетарных вопросах.

Сейчас есть еще большая задача: исправить научно-технический механизм. Мы понимаем, что это то, что надо исправить в рамках страны, отрасли, международного сотрудничества. Вопрос стоит не о том, а куда мне поехать учиться, а вопрос стоит о том, окей, вот если у нас глобальный кризис научной системы и системы образования, то как можно это исправить? Что мы можем сделать? Как можем поменять правила, по которым передаем знания и так далее».



Полную расшифровку интервью Данилы Медведева на ЗЛШ читайте здесь.


Лектор мастерской Digital Law Федор Кравченко ответил на вопросы главного редактора Пресс-избы Летней школы Андрея Ромашкова. Основатель Коллегии медиа-юристов рассказал о востребованности медиаправа, о планах встретиться с летнешкольниками в суде, и о том, почему приезд на ЗЛШ ― беспроигрышный вариант.




«Я приведу несколько причин, почему я приехал. Во-первых, у Летней школы очень хорошая репутация, и я понимал, что это беспроигрышный вариант: ЛШ — это отличный проект, в который хочется верить.

Во-вторых, я очень люблю мотивированных людей. Если какой-то студент тратит свое время на что-то, что послушать необязательно, на то, за что ему не поставят зачет, значит, ему это действительно важно и интересно. А российское медиаправо такое крохотное, что мы все друг друга очень хорошо знаем. Я почти уверен, что лет через пять, если участники этой школы по какой-то причине не сгравитируют в корпоративное, уголовное или финансовое право, то мы с ними обязательно встретимся. Не факт, что на одной стороне в суде (улыбается), но, по крайне мере, как-то профессионально столкнемся.

В этом смысле познакомиться со своими будущими коллегами — счастливая возможность. Тем более, что и выступление перед ними часто дает выступающему не меньше пользы с точки зрения структурирования знания, неожиданных идей. Например, сегодня студенты дали мне совершенно неожиданное понимание нормы закона об информации, которое традиционно среди многих, даже корифеев, считалось бессмысленным набором слов. А студенческий свежий взгляд позволил дать пусть и неочевидную, но какую-то разумную трактовку этой очень неудачной формулировки. Я точно могу сказать, что здесь идет обмен баш на баш, и я не человек, который пришел, подарил и ничего не получил взамен. Нет, я увожу отсюда тоже массу полезного, услышанного от ваших студентов.»



Полную расшифровку интервью Федора Кравченко можно прочитать здесь.


А что в итоге?

«По-моему, ЗЛШ в целом — это просто хороший способ попробовать маленькие интенсивы, как раньше было в межсезонье. Теперь есть еще второй сезончик, малюсенький. Для всей ЗЛШ это был такой зимний отпуск, и все чувствовали себя более расслабленно, чем на обычных ЛШ».

Прапион Медведева (Гайбарян), директор мастерской прикладной рациональности, направление «Стратегирование в проекте»




«В целом, мы считаем, что первая Зимняя летняя школа прошла очень хорошо, мы довольны результатом. Единственное, к нам, возможно, из-за цены, заехала только половина из всех, кого мы отобрали, то есть это самая низкая конверсия за все разы. Тем не менее, мы минимальный план выполнили и практически всех целей достигли, хороший такой пинок для подготовки летней школы. В этом смысле для нас это полигон, и это очень клевый полигон, для того, чтобы более качественно провести уже большую сессию на летней школе».

Роман Фадеев, куратор мастерской Digital Law



«Для меня главный итог — что мы ее провели, что она прошла, кажется, хорошо. То, что мы можем делать такие межсезонные штуки в том или ином формате, у нас теперь есть опыт, мы знаем, как это делается, и, кажется, что мы готовы это делать на следующий год».

Антон Самойлов, директор ЗЛШ





Первая Зимняя Летняя школа прошла в пансионате РГСУ «Чайковский» с 30 января по 3 февраля 2019 года. Подробнее о программе проекта читайте на сайте ЗЛШ.

Презентация мастерских ЛШ-2019 и открытие приема заявок от желающих принять участие в XVI сезоне Летней школы запланированы на начало апреля. Следите за обновлениями в наших соцсетях (ВК, ФБ) и Telegram-каналах (ЛШ поток, ЛШ афиша).


Над материалом работали Андрей Ромашков, Антон Исанов, Альбина Ахатова, Екатерина Голодко, Ася Миллер, Слава Замыслов, Мария Русанова, Дария Балезина и другие участники Пресс-избы Летней школы.

Мы надеемся, что этим экспериментальным «омнимедийным» лонгридом мы помогли погрузиться в атмосферу ЗЛШ даже тем, кто не смог приехать в пансионат «Чайковский». Но никто не безупречен, поэтому присылайте ваши комментарии, жалобы и предложения на почту pressizba@letnyayashkola.org.