В чем сходство между биологическим вирусом и псевдонаучной идеей? Почему самые абсурдные идеи иногда так живучи? На эти и другие вопросы ответил биолог, журналист и писатель Александр Панчин в своей лекции на «Летней школе».
«Что общего между биологическим вирусом, компьютерным вирусом и идеей, что люди произошли от дельфинов? Все это вирусы. Вирус – это информация, которая размножается с помощью некоторых носителей. В случае с биологическими вирусами носителями являются клетки, у компьютерных вирусов носители – компьютеры, у идей носители – это наши с вами мозги», – с этой метафоры начал свое выступление Александр Панчин.
Сравнивая лженаучные идеи с вирусами, биолог на конкретных примерах объяснил, как они проникают в жизнь, распространяются, и что нам со всем этим делать.
Уязвимые места нашего мозга: как лженаучные идеи проникают в жизнь
Первая лазейка, о которой рассказал биолог, это эффект Барнума. Когда люди думают, что их описание создано индивидуально, они неосознанно ищут и находят сходства, даже если описание, на самом деле, обобщенное и неточное. Самый яркий пример – эксперимент психолога Бертрама Форера в 1948 году. Он раздал студентам тест, который должен был охарактеризовать их личность, но вместо результатов использовал одинаковые описания из гороскопа. Далее он попросил оценить качество теста по пятибалльной шкале. Угадайте, какой была средняя оценка? 4,26 балла!
Еще одно интересное явление – идеомоторные акты. Достаточно представить какое-то движение, чтобы неосознанно начать его делать. Иногда это происходит настолько незаметно, что кажется, словно наши руки-ноги работают сами по себе. В результате люди ищут воду с помощью маятника, магическим образом указывающего путь; медиум выводит буквы, словно кто-то управляет его рукой и т.д.
Наконец, самое популярное – иллюзия причинности или попросту способность находить причинно-следственные связи там, где их нет. Например, если вы сделаете заговор на хорошую погоду на «Летней школе», и завтра действительно не будет дождя, это не означает, что заговор работает.
Популяризация: как псевдонаучные идеи путешествуют по миру
Псевдонаучные системы очень живучи. Подобно вирусам, они приспосабливаются, обходят ловушки, блоки и распространяются дальше. Происходит это, в основном, двумя путями: подрыв веры в науку или мимикрия.
Как защитить неудачную идею от критики? Объявить, что критик некомпетентен! А еще лучше, что он в заговоре с другими критиками. Некоторые последователи лженаучных идей думают, что ученые скрывают важную информацию. Начав сомневаться в одном, они по цепочке перестают верить в науку в принципе. И если уверенность в том, что Земля на самом деле плоская, никому не вредит, то отношение к ВИЧ как к выдуманной болезни уже разрушило не одну жизнь.
Менее радикальный способ – это мимикрия. Недоказанные идеи маскируются под научные, эксплуатируя известные термины и концепции. Например, к продуктам, в описании которых есть загадочные, непонятные слова (которые мы слышали, но не до конца понимаем, что они означают), больше доверия. Этой человеческой особенностью не гнушались маркетологи всех времен. Когда открыли радиацию, ее «добавляли» во все продукты: от воды до мороженого и кремов. Сегодня же достаточно дополнить название товара словом «квантовый», чтобы спрос на него вырос.
Что нам со всем этим делать?
Можно бесконечно долго ругать компании, зарабатывающие миллионы на продаже лекарств-пустышек или посмеиваться над разделом «гороскоп» в любимом журнале, но никто из нас не защищен от псевдонаучных идей на 100%. Александр Панчин предлагает три способа решения этой проблемы:
Анастасия Кудрявцева
Фото: Катя Моисеева