3 августа вместе с окончанием «Летней школы» свою работу завершают 18 мастерских, из которых три стартовали только на IV цикле. ДокКино и МаХуК сняли короткометражные фильмы, МедО опробовало изменения в программе, а «АстроГео» собрали радиотелескоп и наблюдали звезды. Пресс-изба расспросила директоров мастерских, что они хотели сделать, что делали и что получилось.
Мастерская добрых дел
«Наша мастерская проходила в течение двух недель. У нас была достаточно плотная учебная программа, каждый день от одного до трех лекторов, и все они — специалисты из некоммерческих организаций и «третьего сектора» в целом.
До нас доехало 12 участниц. Все они — сотрудницы зарегистрированных организаций, связанных с благотворительностью и социальной активностью, или те, у кого есть инициатива начать собственный проект.
Кажется, у нас получилось сделать так, чтобы наши участницы, уезжая на «большую землю», привнесли изменения в свои проекты. Наша мастерская — мастерская с отложенным эффектом. У нас нет проектов, которые мы делали на месте, но все собрали себе в личную проектную копилочку навыки и знания, которые они будут применять, вернувшись домой.
В планах на будущий сезон — появление нескольких модулей при основной программе. У моих коллег по мастерской есть идея сделать модуль про эмоциональное выгорание для сотрудников некоммерческих организаций».
— Мария Антонова, координатор мастерской добрых дел
Случайная мастерская
По словам одного из директоров Германа Осьмака, на случайную мастерскую в этом году приехала «таргетная аудитория»: аспиранты и студенты последних курсов, которые уже столкнулись со статистикой в своих исследованиях. Поэтому две недели участники изучали основы теории вероятности и статистики, понимали, что такое P-value (ответ на вопрос об этом является частью вступительных испытаний на мастерскую) и какими методами его можно рассчитывать. Затем теорию отрабатывали в проектных заданиях.
«Проблем при работе со статистикой у студентов и аспирантов возникает много. Основная: «У меня получен массив данных и я не знаю, что с ним делать. ААААААА!». По итогу мастерской участники, я надеюсь, поняли, как работают базовые статистические методы. Потому что, если ты знаешь, как работают базовые, то можешь понять, как работают остальные. И если ты знаешь, как работает какой-то инструмент, то можешь понять, как его релевантно применить.
На следующий год четко сформулированных планов нет. Но я думаю, что у нас программа сейчас еще идет с большим акцентом университетского курса: сначала объясняем много теории, а потом — как эта теория работает. Как правило, люди до последнего этапа не доживают: рассеивается внимание, поэтому теряются и не понимают последующее. А если в теории чего-то не усвоил на середине, то не освоишь и дальнейшее.
В итоге устаешь и не знаешь, как теорию приложить к данным, поэтому забиваешь, сидишь и плюешь в потолок. Мы отходим от этого с каждым годом все больше. Моя ванильная мечта — в одном блоке часового занятия совместить теорию и практическое применение. Еще появилась идея открыть школьное отделение по геометрии. Начнем с самых начал Евклида и пройдем столько, сколько успеем».
— Герман Осьмак, директор cлучайной мастерской
Отделение социальных наук (СоцО)
В этом год, в качестве эксперимента мастерская приняла всего 12 участников, тогда как в прошлом было 23. Программу прошлого года, которая могла показаться хаотичной, разделили на отдельные модули социальных наук.
«Перед мастерской стоит большая содержательная задача: сделать акцент на академической программе или остаться в профориентационной парадигме. В первом случае перед школьниками будет стоять одна исследовательская задача, а модульное разделение программ может заинтересовать также студентов первых курсов.
Так как мастерская придерживается междисциплинарного подхода, в планах развивать сотрудничество с другими мастерскими, например с ПсихО и мастерской повседневности. Школьники приезжают на большую школьную мастерскую, и могут самостоятельно выбирать программу, исходя из академических интересов».
— Артем Мальцев, куратор СоцО
Мастерская живого театра
«13 участников мастерской подготовили 10 перфомансов, разбросанных по территории всего лагеря. Это отличный результат, учитывая, что приступили мы к ним только в понедельник вечером. Все было очень быстро, внезапно и эмоционально, каждый должен быть подцепить какую-то проблему, которая касается либо его лично либо общество. Всем участникам удалось включиться.
В следующем году на мастерской точно будет отделение драматургии: преподаватель и участники остались очень довольны результатом этого года, часть участников даже дописали дома пьесы, которые не успели доделать на школе. Уже поступают предложения по документальному театру, который также зашел в этом году. Определенно нужно продолжать формат, потому что на каждом отделении были совершенно разные люди, но все они были одного поля ягоды.
— Варвара Фуфаева, директор мастерской живого театра
Мастерская востоковедения
Мастерская востоковедения посвятила IV цикл изучению обществ и государств Восточной Азии и пригласила преподавателей, занимающихся исследованием Кореи, Японии и Китая. Начали знакомиться с культурой этих стран через искусство, в частности, поэзию.
«Наша мастерская не делала проектов, мы поставили перед собой исключительно образовательные цели, поэтому нашим достижением являются наши школьники и те знания, которые они получили. Получилось удержать внимание, школьникам все еще интересно приходить к нам на занятия, интересно нас слушать. Относительно перспектив на будущее еще слишком рано говорить.
В начале сезона казалось, что планы на будущее можно начинать делать сразу по окончанию цикла, сейчас становится понятно, что нужно время. В целом хочется расширять программу для тех, кто в школе или после школы не успел удовлетворить свой интерес».
— Максим Гамалей, директор и научный руководитель мастерской востоковедения
Лаборатория им. Кота Шредингера
Целью мастерской была профориентация школьников. В первой половине дня участники посещали пары по различным наукам — от географии до психологии, а после обеда занимались проектами, связанными с популяризацией науки. Во время проведения мастерской школьники занимались тремя проектами: шуточным экзаменом по школьной программе на основе фильмов, еды, музыки и мультфильмов под названием ЁГЭ, прототипом научно-популярной игры и интервью с сотрудниками ОИЯИ.
«Помимо профориентации, мы также хотели, чтобы у школьников сформировались научная картина мира и умение работать с информацией. Для этого мы проводили лекции по журналистике и фактчекингу. Другой нашей целью было показать, что современный мир направлен на междисциплинарность, поэтому заниматься одной областью, не обращая внимания на другие — плохая затея.
Что касается проектов, то их предстоит дорабатывать в межсезонье. ЁГЭ будут публиковать «Лаба.медиа», интервью — «Русский репортер» и «Кот Шредингера». Для настольных игр мы будем искать партнеров. А в следующем году мы хотели бы сделать расписание курсов более систематизированным, а также связать пары по наукам и проектам».
— Александра Тарасенко, директор «Лаборатория им. Кота Шредингера»
Медицинское отделение (МедО)
С одной стороны, три недели Медицинского отделения прошли стандартно и не отличались от предыдущих сезонов: школьники слушали курс лекций по анатомии и физиологии, прошло ежегодное препарирование свиньи, приезжали преподаватели как из медицинских областей, так и околомедицинских. Однако в этом году работа мастерской серьезно обновилась. Так, впервые была проведена программа для 11 классов: выпускники школ прослушали недельный интенсив по анатомии и физиологии на латыни, которую им предстоит изучать в первом семестре.
Еще МедО расширили программу для студентов. Ранее студенты приезжали читать лекции школьникам, а теперь директор мастерской «Образование» Юрий Романов прочел для них курс по педагогике. Кроме того, помимо основной медицинской программы, прошли лекции по SMM. В итоге у мастерской МедО вышло три проекта: два по выявлению патологий в почках и сердце, которые были сделаны с использованием специальных аппаратов, и один чуть более творческий — обучающая настольная игра для врачей.
Дала результаты и межсезонная работа мастерской: в этом году у МедО появился новый информационный партнер — книжное издательство «Бомбора». На «Летней школе» прошел второй тур олимпиады «Путь в медицину», по итогу которого победителей и призеров наградили обучающей книгой-раскраской «Атлас анатомии человека» Фрэнка Неттера.
«Сезон — огонь, пупсики (школьники — прим.ред.) — огонь. Они мотивированы безумно. Наши новые преподаватели-студенты в шоке от наших школьников. Их спрашиваешь: как вам, полегче или посложнее объяснять? — они кричат: посложнее! Или: «Если вы хотите остаться, чтобы я вам дорассказал…» — «Хотим остаться!» — «А если задержу на ужин?» — «Задерживайте!..». Школьники у нас… Ух!».
— Антонина Лобанова, координатор «Медицинского отделения»
Deep learning
В этом году мастерская открывается во второй раз, и программа получилась «продвинутая». Проекты, которыми занимались участниками, были очень разными. Один из них — «желтый AI» — нейронная сеть, которая создает рандомные смешные заголовки. Другой — задача поиска имен собственных из текста с помощью нейросетей.
«В прошлом году было много лекций и не хватило времени на проекты, поэтому в этом году было решено сделать наоборот. Радует, что доехали все преподаватели. Получилось собрать классных участников, которые, что в прошлом, что в этом году, вдохновляют на дальнейшую работу по развитию курса. К сожалению, проекты не удалось довести до конца, не хватило времени. Остро встала проблема неработающего интернета. В этом году он работает лучше, чем раньше, но все равно иногда мы проводили десятки минут для того, чтобы скачать тот или иной пакет или дата-сет. Это немного демотивировало.
Некоторые участники читали лекции для других участников, хочется эту идею развивать дальше. Среди других планов на будущее — сделать два потока, новички и продвинутые, и наладить коллаборацию между ними — например, «продвинутые» будут читать новичкам лекции и ангажировать их в свои проекты».
— Ильдар Белялов, директор мастерской Deep learning
Мастерская документального кино
В этом сезоне Мастерская документального кино впервые сделала два отделения: традиционное, «Теория и практика документального кино» и новое, «Лаборатория “КИНООПЫТ”». Перед участниками стояло две задачи: совместить два отделения в рамках мастерской и, конечно, снять документальные фильмы.
«Практически все участники нашего направления, кто-то с большими сложностями, кто-то с меньшими, смогли найти своих героев, свое пространство, преодолеть барьеры сжатого срока и необходимости действовать очень быстро. Наш нынешний художественный руководитель серьезно ограничил ребят: они должны были снять все в первую неделю, а во вторую — монтировать и доводить фильмы до состояния готовности. Фильмы будут у всех. Возможно, не все они будут показаны, но это не так важно. Важно, что сами ребята прошли такой большой путь. Всего у нас снято 18 короткометражных фильмов».
— Дарья Крылова, координатор направления «Теория и практика документального кино»
Мастерская Анимации
Мастерская Анимации в этом году делала ростовые костюмы, экспериментировала с проецированием изображений на эти костюмы и не столько пользовалась инструментами анимации, сколько делала то, что не пробовала раньше: снимала на видео, смешивала разные фактуры и приемы.
«В этом сезоне мы опять делали клип. Пока что мы его не доделали. Мы выбрали очень сложную экспериментальную технику, и у нас возникло очень много непредвиденных технических проблем, плюс на это наложился собачий холод и дискоммуникация внутри мастерской. Поэтому сейчас у нас много сырого материала для клипа, который мы будем дорабатывать в межсезонье. Я очень надеюсь, что где-то к концу сентября мы доведем клип до ума и он будет выпущен».
— Александра Харитонова, директор мастерской Анимации
Анализ данных в социальных и гуманитарных науках (АнДан)
Стартовая
Участники Cтартовой программы за две недели научились обрабатывать данные при помощи языка программирования R с нуля и изучили статистические методы и их реализацию.
«За время программы мы провели два хакатона, на первом дали данные и задание и пожелали удачи. И участники справились прекрасно, показали, что они отлично усвоили тот материал, что мы им дали. Второй хакатон, данные для которого предоставила команда Digital Humanities, прошел также успешно, команды и организаторы остались довольны. Планов на будущее много, будем стараться все постепенно реализовывать
– Мария Серветник, директор Стартовой программы АнДан
Фонетика
Программа, посвященная акустическому анализу и анализу данных в фонетике в этом году проводилась в первый раз. В ходе цикла участники обсуждали основы акустического анализа и его методы, акустику разных языков, сбор данных и их анализ. Изучали программу Prat для акустического анализа. Был небольшой общий курс по статистике и статистике, которая нужна для анализа акустических данных.
«Лингвистов мало, а фонетистов-лингвистов еще меньше. Они живут немного на другой планете, потому что это другие данные и методы. Я доволен, что получилось сделать такое направление, что люди приехали, хотя в результате приехало не так много людей, как ожидалось. Несколько не хватило практики, даже несмотря на наличие домашних заданий. В следующем сезоне хочется позвать больше преподавателей, потому что в этом году многие не смогли приехать, и преподавательский состав был очень скромный».
— Гарик Мороз, директор Фонетической и Байесовской программы
Байесовская статистика
Этот курс является «продвинутым» треком на АнДане. Участники изучали основы байесовской статистики и сложные линейные модели и их реализацию на языке программирования R.
«В этом году курс является логическим продолжением того, что мы делали зимой. Получилось немного странно, частично из-за того, что соединили финально две программы, которые исходно хотели сделать отдельно — сложные линейные модели и байесовская статистика».
— Елена Рыбина, директор Байесовской программы
«Я провел время с пользой, но я все еще не уверен, насколько это комфортно было участникам. Но я очень рад аудитории — сюда приехали куда более отзывчивые люди, чем те, которые часто встречаются на подобных курсах в университете. Я рад, что эти люди, в случае чего, будут ловить меня за локоть в тех местах, где я думал, что уже понял, но на самом деле не понял. Хочется углубить курс, потому что сейчас это все еще только основы байесовской статистики».
— Гарик Мороз, директор Фонетической и Байесовской программы
Мастерская продакт-менеджмента
Мастерская работала два цикла, первый — теоретический, второй — практический. Задачей было научиться разрабатывать идею и делать базовые оценки ее жизнеспособности. Каждый день лидер команды менялся, чтобы все успели попробовать себя в этой роли. Получилось три проекта, для которых разработана идея, целевая аудитория, канал привлечения инвестиций, готовы ТЗ на разработку дизайна и программную разработку.
«Начали с того, что приземляли идеи, выкристализовывали их суть. Мы не ставили цель получить готовый продукт, была лишь образовательная цель-максимум пройти все этапы разработки. Идея мастерской была очень экспериментальная, разбивка учебных блоков была нестандартная. Был трек Liberal Arts, где участники учились думать в гуманитарной сфере вообще, потому что продукт будет жить в социуме, прогнозировать, работать и отрабатывать риски связанные с этим, от медиаповестки до этических проблем искусственного интеллекта.
Вторая цель — постараться сдвинуть мышление на то, что ты должен стараться приносить пользу обществу своими продуктами, и ты должен думать, что такое польза человечеству, а не только про бизнес. В целом, проекты получились уровнем лучше, чем я ожидал, ведь мы набирали новичков в продакт-менеджменте. Посмотрим, что из этого выйдет».
— Иван Кравцов, директор мастерской продакт-менеджмента
Мастерская художественного кино (МаХуК)
На МаХуК летнешкольники осваивали азы техники съемки игровых фильмов, погружались в нюансы передачи содержания тех или иных тем, писали сценарии и снимали короткометражные фильмы. Итогом цикла стала открытая презентация своих работ.
«Основными задачами каждого летнешкольника были: объединение в группы, организация съемочного процесса и слаженная работа над единым творческим продуктом. Я считаю, что каждому это удалось.
На следующий год мы планируем снова открывать МаХуК, а также встречаться в межсезонье и организовывать образовательные проекты.
– Владимир Кустов, научный руководитель МаХуК
Мастерская «АстроГео»
Мастерская «АстроГео» в этом году длилась три цикла. На вводной неделе преподаватели провели краткий ликбез по физике, химии, математике и геонаукам. Без этого базиса школьникам 8 и 9 классов было бы сложно пройти следующие два цикла. Дальше, на второй неделе работы мастерской, участники проходили или углубленную астрономию, или углубленный курс наук о Земле. Подробнее про работу «АстроГео» можно прочитать в материале на сайте ЛШ. Руководители мастерской считают, что эксперимент с вводным курсом и последующими углубленными удался.
«У нас получились три насыщенные теоретические недели, на протяжении которых мы постарались познакомить школьников с разными областями наук о Земле. К нам приезжали разные эксперты по астрономии, геологии и географии. Но была у нас и работа руками. Например, вместе с аспирантами из МФТИ мы построили радиотелескоп. Пока мы это делали, участникам рассказывали, как радиотелескопы работают. Еще нам удалось выехать в карьер и отобрать много геологических образцов. В течение этих недель мы ходили в поля, копали срезы, смотрели цветы, песок, землю под микроскопом. Также мы провели игру по темам, которые мы прошли. Мы собрали смешанные команды, чтобы ребята – астрономы с геологами — объединились и пообщались напоследок. Игра покажет, какие знания у всех остались после работы мастерской».
— Маргарита Кирюшина, директор мастерской АстроГео
Digital Law
В этому году мастерская Digital Law проводила программу для студентов юридических факультетов, состоящую из двух практических блоков обучения. Первый блок программы рассказывает о том, какие существуют трудности, о которых не говорит судебная практика, чего они не услышат на лекциях в университете. Во втором блоке информации юристы рассказывают о том, какой у них получился карьерный путь, какие они встречали трудности, участники задают им вопросы, которые не спросишь у людей такого уровня в обычной обстановке.
«В последний год я заметила, что многие, кто к нам приезжал из лекторов, начали делать образовательные проекты и свои платные курсы. Как мне показалось, есть какой-то тренд на образование и формирование юристами вокруг себя профессионального сообщества, которое занимается образовательными практиками. В этом плане мы, конечно, их опередили. Может быть, поэтому они к нам приезжают, чтобы посмотреть как это делать.
Первое, с чем уезжает любой участник — это новые знакомства, в том числе с преподавателями. Второе — это вера в себя. Она зарождается не только благодаря преподавателям и координаторам, которые в них верят, но и потому, что они смотрят на ребят, которые в таком же поиске как они, и видят, что они не одиноки и их проблемы это обычное дело.
В этом году, за неделю до начала «Летней школы», не стало научного руководителя мастерской — Ромы Фадеева. Это большая потеря для нас и для его коллег, поэтому у нас есть идея сделать в следующем году конкурс статей или научных проектов имени Ромы Фадеева и попросить его коллег сформировать конкурсный фонд, чтобы поощрять наших студентов. Это будет возможность деятельно поучаствовать в продолжении идей Ромы и поддержать наших студентов.
Вторая идея, которая сформировалась у меня — естественно, потому что мы поняли, что многие наши выпускники прошлых лет пытаются приехать к нам на выходные, хотя бы на денек — это организовать в следующем сезоне ЛШ встречу выпускников. Она была полезна для тех, кто с годами становится умнее, знает все больше и может рассказать что-то полезное другим. Мне кажется, это могла бы быть хорошая идея и для других мастерских».
— Валерия Федотикова, директор мастерской Digital Law
Биологическое отделение (БиО)
В этом году на мастерской открылись два направления: экологическое и основное. Вплоть до последнего дня «Летней школы» в мастерской интенсивно готовили презентации, подсчитывали данные и дописывали выводы по исследованиям, которых в итоге получилось десять. Работы участников охватили быт ЛШ во многих проявлениях: описание видов птиц на территории, подсчет бактерий в складских помещениях, результаты кварцевания в корпусах.
«Если подытожить, школьники изучили некоторые области биологии на очень глубоком уровне, научились делать проекты. Да, они достаточно кратковременны и рассчитаны на то, чтобы выполнить их за две недели. Но они все равно научились проводить эксперименты, планировать время и распределять свои силы и нагрузку».
— Вера Копылова, директор мастерской БиО
Мастерская научной коммуникации
В этом году научные коммуникаторы отделились от Школы научной журналистики и стали самостоятельной мастерской. Кураторы решили сделать два направления: для ученых и для пиарщиков.
«С учеными мы хотели собрать материал для методички по научной коммуникации. Участники мастерской работали по группам. Каждый день они фиксировали тезисы с выступлений лекторов и инсайты с обсуждений внутри. После ЛШ я буду собирать это в мануал, чтобы этим документом можно было поделиться с российскими учеными. Мы обсуждали базовую научную коммуникацию, организацию мероприятий, продвижение в СМИ и в соцсетях как организаций, так и личных брендов. Еще у нас были академические навыки — мы дорабатывали презентации и постеры с точки зрения дизайна. В итоге получится гайд по научной коммуникации для ученых.
Работа пиарщиков была тесно связана с Ассоциацией коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН). Участники этого направления выуживали полезные тезисы по пиару и журналистике. Из этого они делали контент для соцсетей Ассоциации. То есть их работу можно будет распространять в сообществе. Там будут какие-то базовые понятия, принципы в формате одного-двух предложений. Дизайнить мы будем централизованно.
Если говорить про качественную сторону: нам удалось создать комьюнити из ученых из разных областей. У них много похожих болей и дискуссий, которые они сами инициировали. В направлении для пиарщиков было то же самое: люди из региональных вузов встретились, познакомились друг с другом, обменялись опытом. Все, что мы задумали, кажется, сработало. Safe-зона и нетворкинг получились».
— Алена Гурьева, директор, идеолог программы для ученых
Мастерская перевода и локализации
Главным проектом мастерской был перевод игры «Voidship: The Long Journey». Координаторы договорились с разработчиком, который предоставил свой продукт, и участники перевели ее с нуля. После окончания проекта, русский перевод будет доступен в Steam.
«Пять лет это была мастерская, которая работала больше всех, меньше всех веселилась. Не приехало никого лишнего. Мы здорово поработали и, надеюсь, наш продукт увидит свет. Среди планов — организовать мастерскую в рамках Зимней «Летней школы», а также сделать ликбезы для тех, кто не доехал до ЛШ. Мальчик здоров и работает сам. А я только воду приносил. Я думаю, это успех».
— Степан Романов, директор мастерской локализации и перевода
Настя Серова, Лена Трухан, Полина Гарцева, Аня Сухова, Лена Доржиева, Соня Калинычева, Анастасия Сваровская, Полина Чернякова, Ирина Жегалова, Альбина Ахатова
Фото: Слава Замыслов, Павел Ососов, Светлана Сковер, Лена Ростунова, Катя Моисеева