В 2019 году на «Летней школе» впервые проводилась мастерская «Востоковедение». Курс собрал в себе историю, философию, культуру, экономику и политику – комплексный рассказ о восточном регионе, без опоры на романтические образы и стереотипы о «таинственном Востоке». Так что, кроме историй о Будде, летнешкольники познакомились и с Мао Цзэдуном.
«В этом году мы очень скромные. Решили, что посмотрим, приглядимся. Это вообще тактика мастерской востоковедения: мы наблюдаем со стороны, примериваемся», — поделилась Ксения Андриющенко, координатор мастерской.
В прошлом году Максим Гамалей приехал на базу «Волга», чтобы прочитать лекцию и посмотреть изнутри, как устроена «Летняя школа» — присмотреться. Прошел год, и он вернулся сюда уже как директор мастерской. Вдохновленный идеей открытого образования Максим вывез под сосны и своих коллег из университета. Вместе они создали курс для неискушенных 10-11 классов, чтобы в спокойном не учебном режиме дать им возможность понять японскую поэзию и «потрогать руками» арабскую вязь.
«Если мы начнем знакомиться с культурой Франции или Германии, изучая жизнь современных или исторических обществ, проживавших на данной территории, то не столкнемся с большими проблемами в понимании общества, поскольку опираемся на одни и те же культурные ценности, сюжеты, оперируем схожей системой координат. То есть нет нужды изучать что-то фундаментально новое. В то время как восточное общество опирается на другие ценностные системы, основанные на других литературных, мифологических, исторических знаниях», — говорит Максим Гамалей, директор мастерской.
Кураторы постарались познакомить участников мастерской с логикой изучения иной культуры. Такой подход поможет им в будущем при знакомстве с другими, не европейскими, цивилизациями. Поэтому две недели разделились на изучение Ближнего и Дальнего Востока, чтобы школьники попробовали и узнали про себя, хотят ли они дальше изучать восточные регионы в университете в течение четырех-пяти лет. Курс не ставит задачей подготовить участников к поступлению или олимпиадам: «У ребят, которые здесь учатся, будет минимальное преимущество. Это сильно не повлияет на процесс обучения в университете. Единственное, они могут быть морально и психологически лучше подготовлены к тому, что будет происходить», — поясняет Ксения Андриющенко.
Кроме теоретической информации кураторы мастерской старались дать участникам практическое понимание того, кем может работать человек с образованием регионоведа. Поэтому в качестве спикеров приезжали и профессионалы, которые сотрудничают с восточными коллегами, и недавние выпускники вузов, чтобы рассказать, чем они занимаются после университета. Например, специалисты медиа рассказывали, как СМИ сообщают информацию по темам, связанным с проблемами Востока, или как стать экспертом, но при этом не впасть в зависимость от собственной экспертизы.
Несмотря на школьный ориентир в паспорте мастерской, некоторые из участников приехали сюда уже как будущие абитуриенты по регионоведению, чтобы не «обатониваться» летом, а начать подготовку. Для других поездка на ЛШ стала продолжением их интереса к аниме и культуре Японии. А у кого-то тяга к азиатским странам передалась от дедушки-востоковеда, и благодаря двум неделям на мастерской желание переехать, например, в Корею окрепло. Но самопознание — удел не только учащихся. Вопросы о восточной специальности от летнешкольников, наивные с первого взгляда, стали поводом для Максима переосмыслить свое ремесло и профессию.
«Обществу мы нужны как раз для того, чтобы человек мог избежать ошибок. Когда мореплаватель оказывается в море, то не знает, где находится, но он видит птиц и понимает, что рядом земля. Вот мы для общества примерно такой же знак. Есть море информации, и ты осознаешь, что не можешь воспринимать ее с тех же позиций, как аналогичные явления в своей культуре. Хотя внешне они подобны, а структурно и содержательно сильно отличаются. В более космическом понимании:
Мастерская востоковедения нужна для того, чтобы отвечать на конкретные вопросы, связанные со взаимодействием с восточными обществами, как в экономике, так и на уровне повседневности.
В наших учебных планах и программах написано, что мы способствуем развитию толерантного отношения к культурному и этническому многообразию. Поэтому мы объясняем, что если в жизни восточного общества происходит что-то неприемлемое для нас — это не означает плохое».
Чтобы понять Восток, который строится на других культурных кодах, и проникнуться им, кураторы чередовали теоретические занятия с творческими заданиями. Иногда в окнах мастерской можно было увидеть рисунки вулкана на острове Фудзи, точнее его вольную интерпретацию. В другой день между корпусами на траве появлялись странные символы по мотивам и традициям искусства Индии. Летнешкольники в позе монахов закрашивали цветным рисом мандалу — символическую карту мироздания на деревянных трафаретах.
«Мы решили взять за основу колесо Сансары, а потом дополнить знаками всех восточных религий. В самом центре еврейские знаки: звезда Давида и глаз. По краям — мусульманские луны, кресты в больших ромбах — это христианство. И потом мы решили дополнить орнаментом, поэтому взяли скандинавские переплетения», — рассказывает Саша, участница мастерской.
По вечерам востоковеды рассаживались вокруг костра слушать сказки о буддизме, как говорят сами участники, и рассказы об Индии. А с наступлением темноты шли в палатки читать священную книгу мусульман до двух часов ночи, потому что им нравилось.
— У нас есть теперь свой локальный юмор. Что ты делаешь?
— (все вместе) Я читаю Кораааан!
Анастасия Серова, Полина Хотуницкая
Фото: Павел Ососов