Картинка к важной новости

Фото: Антонина Широких

12 июля 2024 г. «Пресс-изба»

Как прошла «Биеннале под соснами» в 2024 году

Уже третий год в первый общешкольный выходной первого цикла проходит «Биеннале под соснами». Там мастерским предоставляется возможность рассказать о своей работе и посмотреть, как проходит школа у других. Организаторы и участники готовят квестовые точки, арт-объекты и выставки, интерактивные игры и образовательные форматы, а еще просто общаются и обмениваются идеями.

Психометрика через банки с тушенкой

Любимая присказка Тестовой мастерской: «на хороший тест нужно три года и три миллиона долларов». Биеннале проводится третий год, но год только начался, поэтому тестировать нас не стали (будем ждать в следующем году). Вместо этого организаторы предлагали почувствовать себя психометриками через тактильный эксперимент.







Летнешкольникам предлагалось потрогать содержимое четырех коробок и наощупь определить, чем занят человек, имеющий такие предметы. Стоит ли говорить, что в коробке летнешкольника были шишки и банка тушенки! С помощью этой метафоры организаторы хотели показать, каково копаться в конструкте, который невозможно увидеть. Грубо говоря, так и выглядит психометрика.

Конечно, еще рассказывали о создании тестов и отвечали на вопросы. Например, мы выяснили, что у каждого приличного теста должен быть паспорт. Там отражены основные показатели теста как инструмента: теоретическая рамка, показатели надежности и валидности, вопросы с ключами. К сожалению, не смогли узнать, куда и как далеко можно уехать с таким паспортом. Но было красиво!








«Science Art — это на 74% Art и на 31% Science»

Как читает меню человек с синестезией? Как могли бы «звучать» частицы в коллайдере NICA? Автор арт-объекта, который спит под арт-объектом — тоже арт-объект? Может ли захватить мир искусственный интеллект, который играет в шахматы кирпичом, резиновой уточкой и пластилином?




Участники мастерской Science Art поставили много вопросов и перед собой, и перед посетителями своей выставки на Биеннале. А спор о том, что можно считать искусством, рассудили зрители: после изучения экспонатов им предлагали отметить на специальном бланке, относится ли этот проект к Science Art.




В качестве бонуса летнешкольникам предложили очаровать нейросеть — виртуального доктора Павла. Признаемся: завести с ним отношения оказалось легче, чем их разорвать. Для сценария расставания авторы составили подробную инструкцию, но мы не любим обижать нейросети (мало ли что) и решили не рисковать. За ходом эксперимента следили эксперты, а после его завершения собеседников доктора Павла обязательно расспрашивали о впечатлениях.







Мы не удержались от вопроса к участникам мастерской: «Science Art — это Art?»

— Это на 74% Art и на 31% Science, — поделился данными измерений Саша. Узнать подробности не удалось: после загадочного ответа летнешкольник поспешил скрыться в толпе.





В чем разница между свиданием и интервью?

С точки зрения мастерской «Реальная журналистика», каждое свидание — это и есть маленькое интервью: нужно быстро разговорить собеседника и узнать о нем что-то интересное.




На Биеннале мастерская предложила летнешкольникам использовать несколько журналистских приемов, чтобы поближе познакомиться с партнерами в формате Speed Interviewing.

— Мы в мастерской больше всего на свете любим задавать другим людям вопросы. А еще в последнее время много рассуждаем о том, какие классные свидания можно назначать летнешкольникам: все такие умные, все такие красивые, и у всех похожие ценности. И о том, как было бы здорово, если бы люди умели спрашивать так, чтобы узнавать о собеседнике самое интересное и трогательное. Как журналисты, мы можем дать инструменты для этого, — рассказала Гуля Гареева, директор мастерской.




В процессе действительно выяснилось много интересного. Например, один человек собрал для Биеннале 300 шишек, другой успел потерять очки и организовать масштабные поиски, а у третьего в семье уже два поколения летнешкольников. На память у всех участников Speed Interviewing остался чат, где можно найти своих собеседников и продолжить знакомство.





«(Не)библиотека» представила на Биеннале игру «На какие (не) шиши»

Она была посвящена сложностям, с которыми сталкиваются организаторы социокультурных проектов.

— Мы предлагаем гостям почувствовать себя в нашей шкуре. Каждый раз, когда ты организуешь и проводишь какое-то мероприятие, в самый последний момент возникает какая-то нетривиальная проблема, решать которую приходится мало того, что быстро, так еще и в ограниченных ресурсах, — поделилась Соня, участница мастерской.







Сначала надо было вытянуть из целой стопки проблем случайную. Например: «Куратор нашел белку способнее вас. Верните его интерес!» или «Спикера нужно поселить в Шанхае, а он рассчитывал на пятизвездочный отель».

Ресурсы для решения — это пять шишек, которые можно обменять на необычные навыки. Стартовый капитал был значительно больше у тех счастливчиков, кто заранее собрал на территории лагеря ваучеры на шишки.




Суперспособности не выбирают — с ними смиряются, поэтому карточки с навыками тоже надо было тянуть вслепую. Например, редакция Пресс-избы по воле случая «научилась» сворачивать язык в трубочку, отгонять слепней и даже становиться детьми маминой подруги.

После этого нужно было придумать, как использовать полученные навыки и представить решение проблемы. Тем, кто справился с задачей, мастерская подарила маленькие талисманы — браслеты с пуговицами. Если решение не находится, всегда можно нащупать пуговицу и применить полученный на ЛШ опыт, чтобы выйти из сложной ситуации.





Лаборатория музыкального театра учила летнешкольников не бояться звучать и полагаться друг на друга

Так, чтобы было не страшно выкрикнуть «Я Лиля, и я хочу упасть», зная, что другие поймают и поднимут вверх, а после пойти гулять с закрытыми глазами, доверяя проводнику, который пару минут назад был незнакомцем.




Это был воркшоп по контактной и бесконтактной импровизации, и нам кажется, что некоторые его участники в процессе действительно смогли раскрепоститься.

Как иначе объяснить, что в начале все тихонечко ходили по кругу, а потом кто-то разошелся и прыгнул в толпу, навернувшись вместе со скамейкой? (Во время воршкопа ни один летнешкольник не пострадал)


«Ничего нет, но все будет»

Мастерская документальной фотографии на Биеннале зазывала всех желающих в маленькую будку, чтобы сделать снимки на фоне импровизированного ковра (не ковра-самолета, а кофты, мимикрирующей под советский ковер).




— Документальные фотографы исследуют общество, поэтому мы тоже решили исследовать: посмотреть, какие в будке появятся персонажи и что они смогут придумать из минимальных вещей, которые мы им здесь предоставляем. Как обычно, идеи рождаются из недостатков: почти все участники мастерской уехали на полевые работы, и у нас нет никакого реквизита, кроме этого, — рассказала Дарина, участница мастерской.

Авторы проекта к ужину разместили в Столовой инсталляцию со снимками из ФотоХаты.





Кооперативщики научили летнешкольников вычеркивать красиво

На прошедшем Биеннале участники Кооператива «Писательский» предлагали всем желающим попробовать себя в blackout-poetry — легком способе создавать художественные тексты (без регистрации).







Как это работает: вы берете распечатанный текст и черным маркером вычеркиваете слова так, чтобы из оставшихся получилось ваше произведение. Исходные тексты были собраны с мастерских на ЛШ или найдены в интернете. В результате может получиться как прозаический, так и поэтический текст. Но чаще всего это похоже на верлибры.

— У тебя есть огромное поле слов, и ты сам выбираешь те, которые оставишь в своем тексте. Такое внимание к каждому слову, а не к общему смыслу текста, скорее свойственно поэзии, — объясняет участница Кооператива Маша.

Благодаря Кооперативу летнешкольники также могли взглянуть на базу «Волга» с точки зрения писателя. Для этого был создан квест: нужно было с помощью специальной карты разыскать 13 литературных этюдов, связанных с определенными объектами на ЛШ. В каждом из них зашифровали определенную эмоцию, а если угадать их все, на мастерскую можно было вернуться за сладким призом.








«Сегодня у нас в гостях три социофоба, два отличника, два хоккеиста, а остальные изучают японский язык!»

Это не новый состав Пресс-избы, а отрывок из пьесы «Бог ездит на велосипеде», аудиоспектакль по которой записывала мастерская «Современная литература».

Каждый летнешкольник мог перевоплотиться в подростка, которому снова 14, и родителя, ребенок которого неминуемо взрослеет. Там, правда, все запутано: то ли эти люди реальны, то ли голоса были только в голове, а может, никакой записи аудиоспектакля и не было, и эти игры по ролям придумка подсознания...







Впрочем, если вы запутались недостаточно, на игровой станции мастерской можно было сразиться в распознавании хитрых книжных аллюзий: Например, «Ремесленник и пепперони» — это «Мастер и Маргарита», а какая книга скрывается под псевдонимом «Мясник Ойпрошло» — оставим для ваших догадок.

В Столовой в это же время проходил букдейтинг: быстрые свидания, на которых обсуждали книги. Сложились ли пары за дискуссией об «Унесенных ветром» и «Трех мушкетерах», история умалчивает, но наш корреспондент видел, как на бумажках-сердечках люди обменивались своими контактами в Телеграме.








Так и выглядит инди геймдев

На Биеннале GameDev размахнулся не на шутку: редактор персонажей, генерация идей для своей игры с помощью техники mash-up, геймерские байки, интерактивные игры, создание арта, а еще питчинг идей и поиск спонсоров…




Разработчица Катя стояла с табличкой «Купи игру!». Туда-то и пошла корреспондентка Пресс-избы в первую очередь — надо поддерживать отечественных разработчиков!

— А как дать вам денег?

— Подождите, сначала я вам расскажу, про что игра!..




Далее Катя увлеченно объясняла сюжет, в котором игрок за прохождение квестов получал от отца парту. За окончание детского сада, за первый класс, за второй, за третий… Корреспондентка пыталась прервать рассказ и получить реквизиты для банковского перевода, но Катин энтузиазм был неостановим как тайфун. Разработчица сорок минут расписывала разные игровые механики, которые могли бы привести игрока к получению заветной парты, после чего бросилась пересказывать сюжет с самого начала другим гостям Биеннале.




Корреспондентка так и не смогла дать начинающей разработчице денег на создание игры и решила обсудить эту ситуацию с другим участником мастерской, Тимофеем.

— Что вы можете сказать о состоянии российского геймдева с финансовой стороны? Сложно ли найти инвесторов?

— Я думаю, это видно по моей спецодежде для работы в геймдеве. — Тимофей показывает на грим печального клоуна.

— Как вам кажется, если бы вы изменили свое поведение, все могло бы быть по-другому? Или у вас нет цели зарабатывать?

— Конечно, есть… Сейчас обязательно сделаем хорошую игру, и она продастся, и игроки почувствуют, что мы о них заботимся… Без переносов, без кранчей, и все у нас будет хорошо…

— Все хорошо, все хорошо… Только не плачьте, пожалуйста.

Всегда приятно видеть людей, увлеченных делом!








Текст: Лена Кирсанова, Лиза Чернецкая, Яра Гуляева, Антонина Широких

Фото: Юлия Клюкина, Люка Семенова, Алиса Потапова, Антонина Широких