"Летняя Школа" публикует результат работы мастерской Центр Полевых Исследований. Проект "Дубна" - изучение межпоколенческой и межрайонной динамики ценностей, границ и сообществ в Дубне.Участиники исследования: Е. Варшавер, Д.Лободанова, А.Чепурная, Д.Павловский, Е.Решетникова, Ф.Белов, А.Абрамова, С.Моисеева, М.Ермолова
В книге Торстена Уайдера «Теофил Норт» главный герой попадает в город Ньюпорт, который, как выясняется, состоит из нескольких городов, которые не имеют ничего общего за исключением того, что находятся на одной территории. Города «старых денег», «нового капитала», «слуг», «военных» имеют свои символы и ценности, публичные и приватные пространства и практически не взаимодействуют друг с другом. И только возможность чужака рассмотреть и описать эти «города» в городе позволила ему стать связующим звеном между ними и, перемещаясь от одного «города» к другому, решить проблемы своих друзей из разных «городов». Мы попытались подойти к исследованию Дубны в метафорике «городов» в городе.
Город Дубна появился не сразу. Комплекс, связанный со строительством канала, закрытый промышленный город вокруг оборонного завода на левом берегу Волги, наукоград некоторые время развивались отдельно, в собственной логике, и лишь в 1960 году они оказались в составе одного города – первое время единого лишь административно. Затем город начал срастаться.
Цель исследования состоит в том, чтобы описать «города», существующие в городе, определить логику возникновения и функционирования каждого «города», зафиксировать механизмы «срастания городов», а также сравнить ценностные ряды – представления о должном -- разных поколений и разных городов.
Теоретическая рамка исследования
Наполнение городов
«Города в городе», метафора, которая легла в основание исследования, на теоретическом уровне подразумевает следующее. «Город» заселяется в результате разнородных социальных процессов, в рамках которых группы людей, обладающие сходными социальными характеристиками, поселялись на определенной территории. Заводу требуется рабочая сила, подбираемая по определенным критериям. Соответствующие этим критериям люди появляются на этой территории в результате масштабных социальных процессов, таких как урбанизация, в рамках социальных институтов, таких как распределение после окончания учебного заведения, а также по результатам индивидуального выбора человека на основании его представлений о жизни. Представления о жизни имеют разные источники и разные механизмы передачи. Такими проблемами в комплексе занимается социология влияния. Тем не менее, очевидно, что ценности, представления, жизненные цели и ожидания от жизни в значительной степени передаются в семье – от старших к младшим. Важным элементом теоретической рамки исследования является поколенческий анализ, в рамках которого исследуется ценностная и социально-позиционная разница между разными поколениями в одной семье. Иными словами, каждый «город» -- это совокупность семей, которые в какое-то время жили на его территории, их ценности и представления, которые результируются в поведении. И уже вследствие того, что люди ведут себя определенным образом, они получают свое место в социальном пространстве - -в той или иной социальной группе или на той или иной «ступени» общественной «лестницы». Объектом исследования в этой логике выступают индивидуальные и семейные траектории, которые операционализируются через семейные династии.
Срастание городов
Наполнившись, «города» объединяются административно в город Дубну. Метафора «срастания» на теоретическом уровне предполагает, что возникают институты, способствующие коммуникации между индивидами из разных городов, а также появляются практики использования «чужих» пространств города. В результате появляется возможность эксплицировать социальные механизмы – каузальные цепочки событий – которые позволяют сложиться стабильной, пересекающей границы районов, городской сети связей между людьми, а также символически «означить» город для разных его членов. Таким образом, исследование склеивания городов – это исследование (1) коммуникации и кругов социальности в городе, (2) практик использования города, (3) символического ряда города, а также (4) механизмов, в результате которых коммуникация, практики и символы такие, а не иные.
Ценности городов
Ценности некоторыми исследователями считаются принципиально атеоретичной областью исследований. В общем же, это ключевые этические различения, которые делает человек и на основании которых он выстраивает собственный жизненный мир и, как следствие, собственное поведение. В рамках исследования была произведена попытка определить разницу между разными группами и поколениями в отношении следующих ценностей. Во-первых, это внешняя или внутренняя регуляция. В какой степени человек в своей деятельности ориентируется и полагается на собственные представления или ему нужно постоянное внешнее этическое руководство. Во-вторых, это доверие – открытость или закрытость по отношению к другим людям – которая «на выходе» может дать, например, ощущение безопасности или коллективное действие. Последнее стало третьим ценностным рядом для исследования. В-четвертых, это отношение к сексуальной свободе. В какой мере человек разделяет ценности индивидуального и «парного» выбора или полагает, что сексуальная жизнь должна «шиться по одному лекалу». В-пятых, это религиозность во всех ее аспектах – вера, воцерковленность и религиозное сознание. Совокупность этих ценностных рядов составила ценностный блок исследования.
Основная, сформулированная в максимально общем виде, гипотеза, состоит в том, что разные районы различаются в отношении социального состава и ценностных рядов, однако эти отличия стираются между в результате «склеивания» города и интенсификации коммуникации между районами.
Методология исследования
Исследование проводилось в методологии «Длинного стола», предложенной Т.Шаниным в ходе исследований российского крестьянства в 90-ые годы. Эта методология предполагает синтез групповой полевой и аналитической работы в рамках качественной методологии.
Генеральная совокупность - население города Дубны, мужчины и женщины. Единицы наблюдения отбирались квотным методом по возрастному признаку, с последующим делением на подгруппы по полу: (1) до 18, (2) 19-35, (3) 36-60, (4) от 61. Жители города отбирались из 3 частей (условных районов) города: Институтская часть, «Левый берег» и «Большая Волга». Респонденты отбирались неструктурированно, в публичных пространствах города. Всего было проведено 81 полуструктурированных интервью: 28 - с жителями «Институтской части»; 22 - с жителями «Большой Волги», 29 - с жителями «Левого берега»; всего записано около 1200 минут интервью. Интервью проводились в течение 7 дней, каждый участник исследования брал интервью у 2 человек в день в соответствии с выборкой.
Каждый день проводились собрания, целью которых было подведения итогов дня, аналитическая работа и обсуждения дальнейших этапов исследования. В исследовании было выделено 3 теоретических блока: наполнение городов, срастание городов, ценности городов. В соответствии с этим, для операционализации данных тематических частей, были составлены следующие вопросы интервью:
(1) наполнение городов: место жительства, работа, образование, откуда родители, образование родителей
Для первых двух возрастных категорий (младший возраст) в этот блок входили следующие вопросы: откуда родители, образование родителей, собственное образование, взаимодействие с др. районами, образовательные траектории, отношение к религии, сексуальная свобода. Третья категория (средний возраст) предполагала следующие вопросы: откуда родители, образование родителей, собственное образование, место работы, профессиональные траектории детей, взаимодействие с др. районами, отношение к религии, сексуальная свобода Четвертой категории (старший возраст) были заданы следующие вопросы: откуда родители, образование родителей, собственное образование, место работы, профессиональные траектории детей и внуков, взаимодействие с другими районами, сексуальная свобода.
(2) срастание городов: как часто бывают на другом берегу, есть ли противоречия между районами
(3) ценности городов: отношение к религии, сексуальная свобода(отношение к гражданским бракам),доверие к людям, самостоятельность в жизни и участие в жизни детей ,участие в общественных организациях
Результаты исследования
Исследование было проведено в ограниченных временных рамках, поэтому его результаты носят предварительный характер, а само исследование следует рассматривать как пилот для исследования города в этой теоретической и эмпирической логике, которая во многом появилась по результатам этого исследования.
«Наполнение городов»
Сегодня территория города состоит из четырех основных районов, идентифицируемых жителями: Институская часть, Большая Волга, Левый берег и Черная речка. Территориально левый берег отделен от остальной части города рекой Волга. Берега соеденены только дамбой, отделяющей Волгу от Иваньковского водохранилища (Московского моря). Исторически Левый берег как район вошел в состав Дубны в 1960 году. До этого с 1958 г. Существовал город Иваньково, основанный на территории поселка Ново-Иваньково. Поселок был создан в середине 30-х годов годов для переселения жителей деревни Иваньково, затопленной в ходе создания водохранилища и канала им. Москвы. В 1939 году в поселке появляется Дубненский Машиностроительный завод им. Н. П. Федорова (ДМЗ). В 1941 году завод с рабочими был эвакуирован в тыл. В 1942 году возвращен в Ново-Иваньково. В 1946 году здесь же основано ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка. На протяжении своей работы предприятия занимались производством самолетов и крылатых ракет. В связи с этим район Левый берег большую часть своей истории был закрытым для въезда посторонних и носил в народе наименование «30-ка», по номеру секретного завода. Таким образом первоначальное население района состояло из жителей ближайших деревень и людей, приехавших работать на заводах.
Правый берег возник как поселение в середине 30-х годов для обеспечения строительства канала им. Москвы. Канал строился 700 000 заключеными Дмитлага. Их работу обеспечивал персонал, живший в том числе на месте нынешней Дубны. Развитие территории было прервано войной и возобновлено в 1947 году. В 1949 году появились первые улицы Институтской части и запущен синхроциклотрон. В 1956 году в Институтской части на улице Жоли Кюри появился Международный Объединенный Институт Ядерных Исследований, работать в котором приехали физики-эксперементаторы, инженеры и обслуживающий персонал.
На территории района Большая Волга в 1968 году появляется приборостроительный завод «Тензор». В 1976 году НИИ «Атол». Эти два предприятия также начинают притягивать трудовые ресурсы в город: рабочих и инженеров. В 2000-х годах район получает новую жизнь, становясь центром современного жилья и торговли. Здесь появляется ТЦ «Маяк», притягивающий жителей всех районов.
Черная Речка – жилой квартал, соединяющий географически Институтскую часть и Большую Волгу.
В ходе исследования мы выявили восемь типичных жизенных траектории семей в трех районах города. Черная речка не была нами исследована как отдельный район из-за нечеткости понимания границ района в сознании жителей. Большинство ее относит к территории Большой Волги.
Институтская часть
Траектория 1
В советское время в институтскую часть привлекаются высококвалифицированные профессионалы из провинциальных регионов, а также Москвы, для работы в ОИЯИ. Жены физиков-ядерщиков не принадлежат к научному сообществу, однако в целом относятся к интеллигенции – это учителя или работники библиотек, с высшим образованием. Их дети ориентированы на получение качественного высшего образования, как правило, в московских ВУЗах. В случае следования по стопам родителей и получения образования в сфере ядерной физики, дети возвращаются в Дубну и повторяют траекторию отца (или матери-физика), работая в ОИЯИ. В случае получения любой другой специальности, в том числе и технической, дети предпочитают оставаться в Москве или же вернуться в Дубну в сферу бизнеса.
Кроме этого, есть еще одно типичное развитие такого сюжета: молодой человек, сын профессионала с ОИЯИ, не уезжает из Дубны – из лени, невозможности определиться в жизни или нежелания следовать типичным траекториям – и дальше «дауншифтится» до специальностей, требующих средней квалификации, либо выстраивает собственную нетипичную биографию на основании своих представлений о прекрасном.
Пример последнего типа – активный участник велосообщества с планами создания бренда своих собственных велосипедов по всей России. Последняя межпоколенческая «связка» характерна для возрастов 36-60 (отцы) и 18-35 (дети). Причина в меньшей карьерной регламентации по сравнению с советским временем.
В поколении 18-35 также приезжают в ОИЯИ работать на инженерных и научных позициях, отличается ли этот «приезд» от «приездов» советского времени – вопрос дискуссионный.
Траектория 2
Во втором случае в момент создания наукограда или немногим после из других регионов (в т.ч. из сельской местности, а также из деревень, на месте которых построили Дубну) приезжают низкоквалифицированные и неквалифицированные работники, которые обслуживают ОИЯИ или вновь появившийся город. Их типичные занятия слесарь, повар, гардеробщик, охранник. Дети приехавших получают среднеспециальное образование в Дубне и в основном остаются в городе, если супруг в рамках своей карьеры не должен уехать из города. В младшем поколении возможно получение высшего образования, но оно также получается в Дубне – в филиале МИРЭА или в Университете человека, общества и природы. Также распространен вариант получения заочного образования в московском ВУЗе. Институтская часть довольно замкнута, и поэтому данная типичная семейная траектория воспроизводит обслуживающий персонал для ОИЯИ и Институтской части.
Траектория 3
В третьем случае высококвалифицированный и высокопоставленный обслуживающий персонал ОИЯИ и Институтской части, например, полицейские, кадры, военные, в следующем поколении «дают» высшее образование в Москве по инженерной части. Затем дети возвращаются и работают в Дубне – например, в ОИЯИ. Это «промежуточная ступенька» в стратификации Институтской части – переход от обслуживающего персонала к профессионалам института. Сходным образом развиваются траектории неученых-профессионалов – квалифицированных технических специалистов с высшим образованием. Они отличаются от «амбициозных физиков», и в ОИЯИ являются обслуживающим персоналом для последних, сильно отличаясь от низкоквалифицированного и неквалифицированного обслуживающего персонала и нетехнического, но квалифицированного обслуживающего персонала. Их дети получают высшее образование в разных сферах. Гипотезой, сформулированной на основе анализа данных, является воспроизводящаяся замкнутость социальных слоев населения Институтской части, которая обусловлена следующими механизмами. С одной стороны, небольшая численность населения и наличие двух школ в районе обуславливает плотность социальных контактов между представителями различных социальных слоев на уровне школы. Так, у одной из респондетнок-школьницы одна подружка – дочь ученого, другая – сторожа, родители самой респондентки окончили СПУ. Однако вследсвие реализации вышеописанных траекторий по окончании школы происходит расхождение жизненных траекторий в рамках правил, обусловленных принадлежностью к определенному социальному слою – дети более образованных родителей покидают город и, как правило, не возвращаются. Отток молодежи компенсирует привлекательность Дубны и, в частности, Институтской части для студентов из других регионов и молодых специалистов-физиков со всей страны. Однако вновь приехавшие часто уже семейные люди или просто “физики-интроверты”, у которых нет ни возможностей, ни стимулов “перемешиваться” с коренными жителями района. В результате система замкнутости сообществ институтской части воспроизводится.
Левый берег
Траектория 1
На Левом берегу старшее поколение состоит из приезжих, как из других регионов России, так и из прилегающи х деревень. Это мигранты первой волны, массово привлеченные для работы на крупном производстве и его обслуживании, имеющие либо школьное, либо начальное профессиональное образование. Также множество “строителей” Дубны, оставшиеся на заводе по окончании процесса. Их дети остаются жить на Левом берегу, получают ПТУ-шное образование, работают на заводе или в других сферах услуг, требующих низкой квалификации: шофер, плотник. Внуки, в свою очередь, заканчивают ПТУ и работают по специальности – токари, слесари, автомеханики, строители, экономист на заводе. «Внуки» в этой «истории» не отличаются от «детей» в отношении занятий и образования. Правнуки же уже могут размышлять о высшем образовании и образовании, не связанном с заводом.
Траектория 2
При реализации второй семейной траектории старшее и среднее поколение это мигранты, приезд которых выходит за рамки плана по массовому привлечению рабочей силы на ДМЗ. При этом ключевую роль в формировании траектории играет факт получения или не получения кем-либо из старшего поколения семьи высшего образования. Если хотя бы один представитель старшего поколения имеет высшее образование, его дети получают высшее образование в Москве или на заочном отделении московского ВУЗа. Затем они остаются жить в Москве или возвращаются, если есть рабочее место по специальности, полученной в ВУЗах. Кроме того, на траекторию может повлиять ряд других обстоятельств. Если в старшем поколении людей с высшим образованием нет, траектории отличаются, но для описания такой типичной траектории не хватает данных.
Траектория 3
Представители третьей траектории - жители Левого берега, которые в последнее время здесь покупают или снимают квартиры, а также строят дома. Эти люди характеризуются семейными траекториями, не связанными с Левым Берегом. Это «мигранты» из других частей Дубны (например, молодые семьи), которым понадобилось жилье дешевле, чем в среднем по Дубне или у них есть установка на жизнь в частном секторе. В остальном они представляют все разнообразие социальной структуры Дубны.
Большая Волга
В отличие от предыдущих районов, специфика анализа района Большой Волги заключается в существенном влиянии этапов заселения и застройки на формирование типичной жизненной траектории жителя района, что обуславливает выбор в качестве единицы анализа различные траектории типичных категорий жителей на каждом из этапов, а не семейную траекторию. Социальные структуры района складывались позже относительно остальных районов города, а кроме того район интенсивно застраивался в последние годы
Траектория 1
Район, будучи изначально одноэтажным и сельским, начал активно заселяться с постройкой больших производств – Тензора и Атолла. Соответственно, первая волна мигрантов пришлась на 70-ые и 80-ые годы. Социальный состав мигрантов был разнообразен: это были как квалифицированные сотрудники с высшим и средним специальным образованием, так и неквалифицированный обслуживающий персонал для заводов, располагающихся на всей территории города. Дети квалифицированных специалистов едут получать высшее образование в Москву, дети низкоквалифицированных специалистов имеют довольно широкий спектр реальных возможностей, которые обдумываются самостоятельно, без ориентации на траекторию родителей, поскольку среда района не воспроизводила жесткую клановую структуру, характерную для Инстутской части и левого берега. Так, дочь рабочих завода, закончивших СПО, может пойти учиться на архитектора в Московском ВУЗе, а ее сестра при этом обучается на повара в Дубне. Снижение степени обусловленности социальной позиции семейными траекториями повлияло на более гибкое приспособление жителей к новым экономическим условиям, возникшим в результате перехода страны к рыночной экономике. На Большой Волге интенсивнее, чем в других районах начали появляться предприниматели, которые самим своим появлением формировали среду, в которой нетрадиционные для советской экономики сферы занятости стали нормой, и, возможно, даже вводили моду на предпринимательство, в результате чего экономическая конъюнктура района улучшается, и БВ становится экономическим центром города – местом, где располагается большая часть фирм, торговых площадей, а также живет большинство предпринимателей и шире – людей, занятых в нетрадиционных для города отраслях. В результате, предположительно как дети квалифицированных, так и дети неквалифицированных специалистов часто выбирали переход на бизнес-рельсы. Однако инновационный характер район приобрел позже – в 90-ые, когда Дубну стали выбирать в качестве места жительства молодые люди и пары из других районов и регионов.
Траектория 2
Описанный этап в определенной мере обусловил последующее бурное развитие района. С середины 2000-х происходит облагораживание прогулочной части Большой Волги (озера), строительство торговых центров, которые сегодня считаются большинством жителей центром города. Вокруг строятся новые дома, частично это происходит и с близлежащим районом Черной речки. Если еще 10 лет назад Институтская часть города считалась наиболее престижным районом, то сегодня престижно жить на Большой Волге. Среди респондентов доля приехавших за последние несколько лет существенно выше, чем в других районах города.
Новое население БВ, появлявшееся в течение 90-ых и 2000-ых – это, во-первых, хорошо зарабатывающие жители ИЧ и ЛБ, которые «поднялись» на бизнесе или преуспели в научной деятельности, а во-вторых, мигранты из других городов и регионов страны, которые приехали в Дубну в поисках комфортной среды обитания. Это молодые люди 20-40 лет различных сфер деятельности (от молодых ученых, решивших обосноваться в Дубне до фрилансеров, работающих в Москве удаленно). К этой группе относятся также молодые люди из прилегающих областей (например, Кимры, Конаково), которые приезжают на учебу-работу в Дубну.
Индикатором привлекательности этого района становится стоимость аренды квартир, которая здесь в среднем на 30% выше, чем на ЛБ и в ИЧ.
Срастание городов (институты, практики, коммуникации)
В основание этого раздела положен вопрос -- как срастались «города» посредством конкретных институтов и практик? Можно выделить следующие институты и практики, способствующие «сращиванию» районов: Работа Культурные места – памятники, свадьбы Развлечения, инновации – Макдональдс, ТЦ Маяк Образовательные учреждения Кружки (спортивные, творческие) Конфликты Гуляние Парки Государственные учреждения (МВД, паспортный стол, мэрия и тд)
Процесс смешения районов находится в историческом временном периоде – начиная от строительства первых заводов и торговых точек и заканчивая появлением современных торговых центров и установкой арт-объектов. На сегодняшний день район Большая Волга является связующей между двумя берегами, так как находится прямо между левым берегом и институтской частью. Большая Волга привлекательна торговыми центрами, прогулочными зонами, элитным жильем и инвестициями, имеет отличительную для Дубны динамику. Свою знаменитость район получил сравнительно недавно – район Большая Волга стремительно развился фактически в течение последних 5-6 лет, что моментально обеспечило его статусом престижности. Транспортные узлы. С развитием Большой Волги была построена новая станция ж/д вокзала, которая также стала важным централизующим/объединяющим элементом города Дубны. По материалам интервью становится известно, что жители Дубны посещают спортивные секции и кружки других районов города, тем самым подпитывая процесс внутренней миграции горожан и стирания невидимых границ районов. Многие граждане при выборе места жительства руководствуются стоимостью жилья, поэтому преимущество отдают именно левому побережью, так как там дешевле. При этом место работы находится в соседних районах города. Главное, что привязывает жителя района именно к месту жительства, а не работы – это знание местных жителей, соседей, что создает более высокий уровень доверия, нежели в менее знакомом месте. Стоит отметить, что более молодое поколение рамки как таковых замечать перестает. «Жесткость» рамок также зависит от активности человека – чем больше он вынужден перемещаться с берега на берег – будь тому причиной работа, учеба или посещение кружков – тем больше стираются рамки, а районы становятся близкими и знакомыми. Гуляние – искусственный фактор культурного объединения граждан, созданный по инициативе органов управления и власти, в Дубне так же является актуальной частью объединения горожан. По мнению некоторых респондентов конфликтная ситуация между частями города сохраняется, порой происходят стычки между левобережными и правобережными жителями города Дубна, но судя по общему позитивному настроению происходит это довольно редко. По большей части отношение к конфликтам между берегами присуще молодым представителям малообеспеченных семей. С появлением ночного клуба «Патриот» левый берег стал привлекать большое количество молодежи, что привело к смешиванию и местом объединению жителей разных районов Дубны, а для многих это стало местом знакомства молодых, вскоре создающих семьи. Согласно исследованию, жители Институской части посещают Левый берег намного чаще жителей Большой Волги. Это связано с тем, что на Левом берегу в советское время находилась вся административно-торговая жизнь города. Здесь находятся и сегодня все классические для советской эпохи улицы: Ленина, Октябрьская и другие. В то время как все улицы Институской части названы по имени ученых. Кроме того, Институская часть и Левый берег – районы с большой историей взаимоотношений между жителями. У многих родственики живут по разные стороны Волги. В период своего интенсивного развития район Большая Волга привлек наиболее платежеспособное население, обеспеченное в своем районе всей необходимой торгово-рекреационной инфраструктурой. Таким образом жители нового района на вопрос о посещении других районов чаще всего отвечают: «Зачем? Что там делать?» Особенно такой ответ распространен по отношению к Левому берегу. На Левом берегу жители также относятся к противоположной стороне как к чему-то далекому. Молодежь предпочитает ездить в Большую Волгу в кинотеатр и ТЦ «Маяк». В остальном жители Левого берега живут внутри своего мира советских топонимов и однообразных девятиэтажек.
Ценности городов
Отношение к религии
Опрошенные реcпонденты относятся к религии различно. На основе проведенного исследования можно выделить 4 типа подобного отношения: 1. Приход к вере – традиция. В семье принято посещать церковь по праздникам, отмечать пасху и рождество, крестить детей. Даже люди, которые отрицали веру в Бога, говорили, что крестили своих детей и отмечают основные церковные праздники, так как видят в этом преемственность традиций. 2. Детская воцерквленность . Относительно молодежи, подобная традиционная религиозность часто навязывается молодым людям старшими родственниками, которые стараются привить ребенку православную культуру, водят его в церковь. Со взрослением молодое поколение переосмысляет полученные знания и самостоятельно решает для себя вопросы веры. 3. Приход к вере рациональным путем, размышляя о том, что есть истина и в чем смысл жизни. Такой тренд преобладает в академической среде, как среди старшего, так и молодого поколения. В ходе исследования были найдены кружки физиков, которые объединялись православной темой, некоторые из них говорили, что могут уйти в семинарию. 4. Вера в Бога или нечто иное и отсутствие доверия институту церкви. Респонденты говорят, что верят во что-то, часто старательно отрицая свою принадлежность непосредственно к религиям, в церковь не ходят. «Сестра называет меня православным атеистом. Я стараюсь не нарушать заповедей, но вот стремления выполнять обряды, ходить в церковь у меня нет…Какое воцерквление, вы что не видели этих товарищей в рясе? Что, не слышали, что они говорят?»
Доверие окружающим
Для того, чтобы понять, как складываются взаимоотношения между людьми в городе, были заданы вопросы « Насколько вы доверяете людям/окружающим/соседям/друзьям и родственникам?», « Стоит ли доверять людям?». Однако выяснилось, что неопределенность полученных ответов не позволяет описать интересующуюся нас проблему. Ответы респондентов варьировались от «нет, не доверяю никому», до «людям доверять надо, доверяю всем», но не было понятно, что именно характеризует респондент – общий уровень преступности, личный опыт или мнение о людях в целом.
Очевидной связи между местом жительства, уровнем образования респондента и уровнем доверия окружающим обнаружено не было. Есть гипотеза, что местные жители более доверительны с окружающими людьми, чем приезжие. Однако в связи с недостаточной проработанностью темы мигрантов в современной Дубне в рамках нашего исследования, этот вопрос является открытым.
Самостоятельность в принятии решений
Для определения того, что является источником правил и норм для респондента, были заданы вопросы «Насколько Вы самостоятельны при принятии решения?», «Насколько вы опираетесь в жизни на мнение родителей?», «Какую работу вы предпочитаете, с заданными правилами или возможностью самостоятельно определять структуру работы?». Исследование показало, что вопросы были недостаточны, так как отделить реальную самостоятельность от простого позиционирования себя таковым практически невозможно. Если на примере респондентов среднего возраста, которые уже пережили опыт миграции, выбора будущей профессии и партнера, видно, что в ряде случаев их решения шли вразрез с мнением общества и семьи, и требовали определенной настойчивости, что может свидетельствовать об их стремлении к самостоятельности, то у молодого поколения такого опыта нет, и по факту они находятся лишь на подходе к этому периоду. В целом складывается ощущение, что в данном вопросе существует противопоставление стремления к индивидуализации и потребности во внешних нормативах и правилах. Часто источником этих правил выступает семья.
Участие в общественных организациях
Включенность в общественную деятельность респондентов принимает различные формы: участие в различных секциях и кружках (рэгби, футбол, танцы, хор), свойственное молодежи, участие в соседских субботниках и облагораживании общедомовых территорий, занятие благотворительностью (раздача игрушек в детдома). Различие по районам города и степень распространенности подобной практики среди населения Дубны в рамках данного исследования не выявлена.
Сексуальные отношения до брака
Отношение респондентов к институту гражданского брака было далеко не однозначным. Можно выделить три мнения по этому вопросу.
1. Несмотря на то, что раньше общество более строго относилось к отношениям до брака , это всегда было нормально;
2. Такая ситуация не допустима для респондента, но у него есть понимание, что мир изменился;
3. Активное проявление неодобрения добрачных отношений.
Две респондентки достаточно четко проговорили принципиально противоположные позиции, описывающие их личное отношение к сексу до брака и те принципы, которые были приняты в их окружении в советское время. « К гражданскому браку отношусь отрицательно…У нас не было такого, в то время были жесткие правила – обнять на улице при всех прилюдно нельзя было, а уж поцеловаться тем более…У меня внучка 4 года жила в гражданском браке, во мне все протестовало. Все. Я часто выражала протест своим знакомым. Такое ведь надо же, нарочно не придумаешь». И наоборот: «Спокойно отношусь, нормально. Сын встречался с женой до брака…Это всегда было нормально. Просто сейчас об этом уже можно говорить. Во времена моей молодости это не принято было говорить, хотя я по своему кругу знала, что это практически норма. Ну вот не надо об этом говорить, и не говорят. А сейчас можно, поэтому все и говорят».
Довольно сложно выделить, что влияет на выбор той или иной позиции. Есть ощущение, что люди с высшим образованием, в том числе техническим, менее жестко относятся к данному вопросу, и в Институтской части города преобладает первая точка зрения. Но данных для подтверждения данной гипотезы недостаточно.
Выводы
Исследование носит предварительный и дескриптивный характер, тем не менее, уже сейчас можно сформулировать следующие выводы. Город, появившись в результате административного объединения трех населенных пунктов, на данный момент является единым социальным пространством – на символическом, практическом и коммуникационном уровнях. Тем не менее, районы существенно отличаются друг от друга, и это связано с историей их заселения и дальнейшей социальной динамикой. Если Левый берег и Институтская часть – старые районы города, траектории жителей которых во многом заданы прошлым, в результате чего «подстройка» населения к современности происходит с трудом, Большая Волга активно заселялась в позднесоветские, а также последние годы, и «мягкие» ее структуры позволили сложиться на этой территории динамичной экономике. Не хватает данных, чтобы сказать, как именно различаются ценности у жителей районов, однако уже сейчас можно диагностировать различие в рамках некоторых ценностей, например, связанных с сексуальной свободой. Межрайонная ценностная динамика и ее механизмы – вопрос для дальнейшего исследования.
Так выглядит въезд в город Дубна