Как открыть мастерскую на ЛШ, если вы не журналист?
Всё что мы смогли вспомнить — в этой заметке
Итак, допустим вы прочитали наш пост про то, что начался приём заявок на открытие мастерских и теперь захотели открыть свою, но вот беда — во-первых, вы совсем не журналист; во-вторых, вам вбили в голову, что ЛШ это «Школа Русского Репортёра» и хотя так мы не называемся уже несколько лет, вы ищете в этом повод отказаться от амбициозных планов открыть свою мастерскую; в-третих, у вас в прииинципе есть идея, для которой вы считаете разумно вытащить двадцать человек с ноутбуками в лес, но вы не понимаете с чего начать. Say no more, читайте дальше, и мы ответим на все эти вопросы и развеем возможные сомнения. Предупреждаем! Дальнейшее чтение может полностью лишить вас возможных отговорок для открытия нелирической мастерской на ЛШ-2018.
Итак, что вообще нужно чтобы открыть мастерскую? Бюрократично говоря, заполненная заявка и одобрение со стороны группы набора мастерских. Если на второе ты повлиять не можешь, то первое напрямую зависит от качества и продуманности твоей учебной программы. Тут полезно рассуждать исходя из представлений о том, какого участника мы хотим зацепить.
Тема открытия своей мастерской общирная донельзя, поэтому чтобы сузить область применимости заявки, я буду исходить из следующих ограничений:
Сразу стоит определиться с форматом, чтобы потом не пришлось менять что-то на ходу с теми лекторами которых уже позвал, получится не очень. Для технических мастерских вообще формата, по сути, только два:
Если тема скорее более узкая и больше про тонкости и личный опыт наступания на грабли, то лучше выбрать первый путь. Если, наоборот, тема большая и хочется побольше показать и рассказать, и, что самое главное в данном случае, есть преподавательский ресурс, то можно выбрать второй вариант. Приветствуется суперпозиция, когда часть времени ты всматриваешься в бездну, а потом бездна всматривается в тебя и в итоге получается что-то промежуточное, типа одну неделю лекции а потом одну неделю проекты. По опыту, это очень сложно сделать хорошо и рекомендуется только если у вас опытная команда.
Очевидные плюсы проектного подхода, что участники учатся работать в командах, выискивать свои слабые и сиьные стороны и находить устойчивые сочетания. Минусы — в сроках. Запросто может оказаться что участники по неопытности или по рандому не смогут разобраться в поставленой проблеме, не доделать, разругаться, обидеться и не приезжать на ЛШ больше никогда. Будет круто если у вас в команде организаторов есть люди, которые понимают эти все человеческие тонкости. Возможно даже лично они не очень связаны с тематикой вашей мастерской, но их участие критично для общей атмосферы проекта.
Как вариант, статистически проверенным рабочим подходом является расчёт 15 участников на трёх организаторов, часть из которых смогут провести мастер-классы и вести проекты. И не делать рабочие группы больше чем из 2-3 человек.
Один большой проект или много маленьких — тут решать вам, но, условно, много маленьких проектов хеджирует ваши риски оказаться в конце забега с толпой неудовлетворённых участников, у которых ничего не получилось.
Самый большой плюс — предсказуемость. Вы скорее всего заранее сможете ответить на вопросы о том, как будет проходить ваша мастерская, вам будет понятно «чем всё закончится», и в конце все участники будут ощущать что они что-то новое узнали. В большинстве случаев если у вас хорошие лекторы, то они смогут загрузить участников домашними заданиями или практической нагрузкой и тогда участники действительно что-то усвоят, но даже если это не так, то ваши участники всегда смогут размять извилины, ходя на золотые лекции и семинары других мастерских. Минус подхода в том, что если у вас сложная тема и часть лекторов не доехали, то вся ваша красивая программа должна вытягиваться силами двух-трёх доехавших специалистов, а они могут просто не справляться с такой нагрузкой. Это не означает полный провал, так как таком случае всё равно может получиться хорошо, но скорее всего эти ребята из организаторов с вами работать больше не будут.
Подумайте заранее об отчётности, какие-то сертификаты или дополнительные места в списке почёта на каком-нибудь сайте вашей мастерской будут приятны всем. Подумайте про фишки и знаки отличия для участников, типа значков, футболок или наклеек.
Важно понимать, что всегда будут те, кто купил билеты и пришёл не на тот спекталь. Также важно понимать, что гениальное-идеально видение того, как будет происходить ваша мастерская это только у вас в голове, на деле всё может и, скорее всего, пойдёт не так. Однако, у ваших участников нет возможности пролезть вам в голову и узнать, насколько реализация ваших идей соответсвовала вашему плану. Поэтому если вы пройдёте весь путь от начала до конца и у вас были добрые намерения и хороший подход то, скорее всего, несколько участников очень будут благодарны тому, что вы сделали то, что у вас получилось.
В любом случае надо определиться с уровнем подготовки участников, придумать правила отбора и вступительное испытание (негоже просто брать всех подряд), найти единомышленников, которые будут помогать просеивать кандидатов и подумать о том, как ваши потенциальные участники узнают о том, кто вы и что вы делаете.
Если у вас проектный подход, постарайтесь сделать так, чтобы на момент окончания у участников была возможность представить результаты своей работы — как минимум презентацией для своих; лучше, если это открытая презентация проектов и совсем хорошо если у них это выложено где-нибудь типа на github и подписано что они там делали. Не ведитесь на их обещания доделать после ЛШ, дожимайте и пусть доделывают на месте, пусть и в ущерб функционалу.
Технически, лучше если все участники будут иметь личные рабочие машины. Слово личные особенно важно для проектного режима. Постарайтесь, чтобы на личные компьютеры ещё в цивилизации были заранее установлены необходимые тяжеловесные пакеты и программы: только часть летнешкольных домиков подключены к хорошему и стабильному интернету. Если ваши задумки позволяют, например, поднять общий jupyter hub и давать участникам персональный доступ к нему, то лучше так и сделать — это сильно уравняет конфигурации всех участников. Альтернативно, можно раздать до ЛШ виртуалки/докер-контейнеры, но это сильно поднимает порог минимальной конфигурации личных компьютеров.
Сейчас почти у всех ноутбуки, но иногда находятся желающие притащить свой домашний компьютер с собой на машине родителей. Это, конечно, не возбраняется, но скорее всего может означать увеличение нагрузки на проводку для конкретных участников. Лучше заранее опросить принятых участников, на чём они собираются работать.
По опыту если у вас программистская мастерская, хватит одной комнаты чтобы комфортно разместить там 10 человек. Условно-комфортно — ещё пять. Всегда есть веранда. Если подразумевается много лекций в пару потоков, то скорее всего логично просить столько же комнат, иначе можно не влезть или кому-то придётся разруливать аудиогигиену.
Стоит помнить, что если проводить мастерскую, на которой участники будут с утра до вечера делать свои проекты, то можно попробовать этому или поспособствовать или помешать. Или тонко поработать над тем, чтобы участники видели и другую сторону жизни на ЛШ. Соответственно, об этом настоятельно рекомендуется явно прописать в заявке на открытие мастерской. Чтобы не получилось, что вы тихая мастерская, а рядом к вам подселили громкую и буйную, или что вы тихая мастерская, но хотите перестать бытакой. Если вы приехали пилить свои проекты и не хотите ни с кем не общаться хотя бы в "рабочие часы", то как минимум постарайтесь указать это в заявке. Это повлияет на то, поселят вас с шумной мастерской или наоборот вы будете делить домик с такими же затворщиками.
На деле вы чего-то не учтёте, где-то будет личный недосмотр, где-то человек пообещает и не сможет, а где-то вы найдёте неожиданное спасение в виде внезапно хорошо показавшего себя организатора. Старайтесь изначально рассчитывать на хороших людей, несколько сезонов (хотя бы два) и тогда большинство рекомендаций вы дополните своими, непереносимыми и необобобщаемыми но зато 100% работающими конкретно для вас.
Oudatchi/