До 10 февраля, когда заканчивается прием заявок на открытие мастерских на ЛШ-2019, остается чуть больше недели. Чтобы прояснить процесс организации собственной мастерской, Пресс-изба взяла интервью у участника Группы открытия мастерских Варвары Фуфаевой и директора мастерской прикладной рациональности Екатерины Зверевой.
Варвара Фуфаева, участник Группы открытия мастерских и директор мастерской «Живой театр»
Как происходит отбор заявок на открытие мастерских?
В Группу открытия мастерских входит одиннадцать человек с разным опытом пребывания на ЛШ. Все они так или иначе были участниками или организаторами мастерских. Каждому из них на почту приходит заявка от потенциального организатора мастерской нового сезона. Каждый, опираясь на свой опыт, оценивает заявку и обсуждает с другими участниками Группы. Только после этого проходит голосование и принятие решения.
Как выглядит идеальная заявка?
В ней понятно и доступно описана идея мастерской. Главное, чтобы из заявки было понятно, что мастерская будет интересна потенциальным участникам и, соответственно, они захотят приехать на ЛШ-2019. Не лишним будет и понимание организаторами, что их мастерская органично впишется в сообщество Летней школы.
Самое сложное — это вычленить из всех своих идей и чаяний относительно мастерской конкретные и понятные для всех идеи. Для меня при подаче заявки проверочными являются ответы на вопросы: зачем я это делаю, для кого, кто будет выступать экспертом/экспертами и что каждый из участников/преподавателей/организаторов получит после окончания цикла.
Если есть неуверенность в своих идеях или формулировках, то можно рассказать идею мастерской кому-то не с Летней школы. А еще лучше — дать прочитать заявку. Если человек, находясь вне контекста, поймет и даже захочет поехать, то это успех. Группа открытия точно не будет к вам равнодушна и поймет все нюансы задумки.
Ну и напоследок, так как все любят откладывать подачу заявки до последнего, а в этом году это 10 февраля — лучше не полениться и перечитать заявку еще раз перед отправкой. Да. Это важно.
Что происходит после подачи заявки?
Организаторы мастерской получают от нашего секретаря Антона Самойлова уведомление о том, что мы приняли заявку. Он же загружает заявку на виртуальный диск для всей группы и следит, чтобы все с ней ознакомились.
Второй этап — голосование, а также заполнение онлайн-таблички с присвоением статусов. Их несколько, но один из статусов [особо] важный — «требует обсуждения». Тогда участники Группы в общем чате обсуждают заявку и, если нужно, назначают встречу представителям будущей мастерской или задают им письменные вопросы для уточнения. К тому же бывали случаи, когда Группа открытия мастерских призывала на помощь внешних экспертов. Такое происходит если нам не хватает осведомленности в конкретной области. Так как Летняя школа имеет обширные связи в самых разных областях, то обычно нашими экспертами выступают ведущие в своей области ученые или авторитетные деятели.
Если заявка заполнена хорошо, то сразу начинается голосование и, следовательно, происходит быстрый переход к последнему этапу — голосованию. Если же у Группы открытия мастерских есть вопросы, начинается третий этап — проведение собеседований (очных или удаленных). На собеседование всегда приходит несколько участников группы. Мы стараемся назначить время так, чтобы принято участие могли и те члены Группы открытия мастерских, кто одобрил заявку, и те, кто выступил против. По результатам встречи и принимается решение. И, наконец, четвертый этап — рассылка результатов голосования обратно организаторам.
Что делают организаторы после того, как Группа открытия мастерских утвердила заявку?
Организаторы понимают, что мастерская точно будет открыта, значит нужно начинать воплощать свои планы в жизнь. Готовить тексты на сайт, разрабатывать вступительные задания, проводить тщательное обсуждение программы с научным или художественным руководителем и искать необходимые ресурсы.
Следует начинать оповещение публики о запуске мастерской со странички своей мастерской в соцсетях, либо готовить эти странички, и так далее. В общем, всячески продвигать свою мастерскую, чтобы о ней узнало как можно больше людей. Кстати, если есть подозрение, что это будет сложно сделать самим, то можно обращаться в Пресс-избу Летней школы — они помогут. Параллельно готовить презентации к 1 апреля на открытие, а потом ждать своих участников и верить, что они лучшие. Ну и, конечно, готовиться к школе координаторов — она будет в середине марта.
Что такое школа координаторов и как к ней готовиться?
Школа координаторов — это мегакрутое мероприятие. Его определенно стоит посетить — это как большой директорат за пределами лагеря. Именно там новенькие координаторы наконец поймут с чем им придется столкнуться (и надеюсь, не испугаются), и именно там «старенькие» координаторы могут проговорить перед новым сезоном свои давние вопросы.
Подготовиться к ней просто — нужно внимательно изучить сайт ЛШ, придумать все тексты для описания мастерской на сайт и подготовить список вопросов для обсуждения. Уж не сомневаюсь, что они точно будут.
И, отдельно, в чем разница между подготовкой школьной и взрослой мастерской?
И то, и то — очень непростой процесс. Нужно тщательно проработать множество факторов: начиная от программы и заканчивая ожиданием результата после окончания цикла. С детьми все сложнее — нужно большое внимание уделить как вопросу безопасности, так и преподавательскому и кураторскому составу. А кроме этого, быть готовым регулярно взаимодействовать с родителями и, что называется, отвечать за ребенка головой.
Подробная инструкция по заполнению заявки на открытие мастерской, а также вебинары Группы открытия мастерских размещены здесь. С полным составом Группы открытия мастерских Летней школы можно ознакомиться здесь. А чтобы вам было не так страшно, мы расспросили об организации собственной мастерской с нуля директора мастерской прикладной рациональности Екатерину Звереву
Каково это было — открывать мастерскую впервые? Что было самым сложным при составлении заявки?
Самое сложное было, наверное, заранее описать программу. Мы делали это втроем с Пион и Алисой, с которыми мы вместе раньше не делали таких проектов. Нам надо было объединить в единый документ все свои ожидания от нашей мастерской. Сильно помогло то, что мы попросили у директора АнДана Саши Фенина образец их заявки и написали примерно то же самое, только свое.
Должно ли у организатора уже на этапе написания заявки быть полное и доскональное понимание того, чем будет заниматься мастерская?
Нет. Нужно примерно понимать свою область и то, что ты хочешь рассказать, что хочешь получить в итоге и какие знания дать участникам. Будут ли у вас какие-то проекты или видео, которые надо потом куда-то отдавать. На данном этапе требуется только примерное расписание лекций, которое можно потом без проблем менять, корректировать, убирать что-то. Плюс нужно понимать, что время ограничено, так что нельзя делать прямо огромную программу — ее нужно уложить в неделю или в несколько недель.
Получается, что программа не обязана быть окончательной. Но как отличить неполную, но приемлемую программу от полностью сырой?
А вот не знаю! Нам же не рассказывают по итогам рассмотрения заявки, насколько она была доработанной.
Допустим, человек подал заявку и ее одобрили — что происходит дальше? Есть ли жизнь после утверждения заявки и какие вехи в этом процессе можно выделить?
Конечно! Нужно продолжать искать лекторов, договариваться с ними. Писать подробный план того, что будете рассказывать, распределять по лекциям. Вторая итерация программы должна быть готова к 1 апреля, когда проходит презентация мастерской и начинается набор участников. К этому моменту должна быть достаточно подробная программа, чтобы мы могли рассказать людям, что их ждет. Что мы будем рассказывать, что мы хотим от участников, какими должны быть сами участники.
Что касается содержания программы — можно ли назвать какое-то целевое количество лекторов? Или все может вести и один человек?
Мне кажется, в принципе может и один человек все вести, но это очень тяжело. У нас в разные сезоны было по-разному. В первый год у нас было четыре или пять лекторов, во второй на одном из направлений было три или четыре. Кто-то жил на ЛШ, кто-то приезжал на несколько дней. На нашей мастерской организаторы обычно тоже лекторы — я, Пион, например. И администрируешь, и лекции читаешь. Да и координаторы у нас, бывает, тоже читают лекции.
У меня было представление, что лекторов должно быть чуть ли не каждый день по три новых — это кажется неподъемным количеством.
Ну, у нас еще и тема такая, что не найдешь на каждый день по три новых лектора. Многое зависит от конкретной мастерской, от ее формата и тематики.
Приходит время открывать набор на мастерскую. Как понять, как ты хочешь отбирать людей и какие есть базовые инструменты?
У нас, опять же, в разные годы был разный отбор. Даже на разных направлениях в прошлом году был разный формат вступительного задания. В каком-то году мы просили участников написать эссе на заданную тему. Иногда задаем вопросы, чтобы понять, насколько они осведомлены о том, что мы будем рассказывать. Был тестик небольшой. Интервью мы в первый год не проводили, позже стали проводить с некоторыми участниками. Иногда это помогает понять, нужен ли такой участник мастерской, а иногда — нужна ли мастерская участнику. Потому что иногда информации бывает недостаточно или люди читают описание невнимательно.
Екатерина Зверева и Варвара Фуфаева