Картинка к важной новости

Наш симпатичный директор

3 мая 2025 г. «Пресс-изба»

«Моя главная цель — провести обычный сезон»

Новое старое интервью с новым старым директором ЛШ Антоном Исановым.

Год назад интервью с тогда новоиспеченным директором по разным причинам не вышло. За это время уже пролетел летний сезон, а Антон успел пойти на второй срок. А мы увидели возможность предложить директору рассказать, что изменилось за это время, прокомментировав его же слова годичной давности.

О том, зачем идти в директоры

2024:

— Меня все время на ЛШ тащило куда-то в сторону сугубо менеджерской позиции. Я пришел как редактор и довольно быстро стал рулить — сначала текстовой редакцией, а потом внезапно и всей Пресс-избой. Потом дважды пытался открыть свою мастерскую, но по разным причинам это не получилось. А вместо третьей попытки… стал директором всей «Летней школы».

Различные события, разговоры, размышления последних полтора-двух лет привели к простой развилке.

Можно пытаться делать что-то годное, а можно не пытаться делать что-то годное. Я решил стать директором, чтобы делать.

Мне было интересно посмотреть, как все работает, увидеть ту сторону проекта, которую я еще не знаю. Потому что сторона участника, рядового, так скажем, летнешкольника, который приехал чему-то научиться, мне хорошо известна.

Хочется понять с точки зрения организаторов: действительно ли все на ЛШ работает так, как оно заявляется, как об этом говорят, как ты об этом думаешь и прочее, или нет. А, может быть, на самом деле там где-то сидит распределяющий робот, который делает все за людей, и все работает как надо. Или еще как-то.

2025:

— Ну, наверное, здесь я стою на том же: директорская позиция дает отличные возможности, чтобы что-то делать на ЛШ и в принципе видеть что-где-как. А ответа на вопрос, действительно ли все работает так, как заявляется, у меня все еще нет, как минимум, простого ответа.

На второй срок я пошел, во многом, из-за людей. В прошлом сезоне в Избе собралась отличная компания летнешкольников. Многие из них все это планировали и решали впервые, и есть ощущение, что так и должно быть на «Летней школе». Что проект должен не только развиваться во что-то все более структурированное и организованное, он должен жить молодыми людьми, для которых все это, прежде всего, впервые. Это очень классно, и с ними здорово работать вместе.

А еще у меня осталось ощущение незаконченности после прошлого сезона. Ты вроде что-то попробовал, в чем-то разобрался, но как будто не получилось все эти навыки, знания, идеи нормально воплотить. Короче, в этом году все еще интересно.


О том, каким хочется сделать сезон

2024:

— Самая главная эмоция, которую я хочу (и надеюсь, что могу) транслировать, — это спокойствие. Что все происходит, когда надо, а если что-то не происходит, то об этом уже подумали. Все входы-выходы проверены, и корабль плывет.

Потому что веселье, задор, интерес — это все зависит от мастерских и участников. А моя задача, моя главная цель — провести нормальный, в общем-то, обычный хороший сезон, без больших экспериментов. Чтобы все рабочие группы сработали слаженно, чётко, без привлечения какого-то лишнего внимания к себе. А после него осталось ощущение, что было классно, и мы при этом не померли.

Мне кажется, мы еще до пандемии наткнулись на то, что проекту надо развиваться. А чтобы развиваться, ему не нужны очередные эксперименты, ему нужно от чего-то отталкиваться. Нужен фундамент.

При этом сообщество ежегодно генерирует огромное количество идей о том, что можно сделать на ЛШ. И до реализации не доходят руки, потому что следующий год приносит что-то еще.

Поэтому мы сейчас занимаемся ревизией этих идей. Например, озаботились попыткой все-таки завести летнешкольного психолога. Не факт, что это получится, — но у нас в любом случае будет ответ, потому что мы это действительно попробовали.

Отдельно думаем про межсезонные мероприятия, которые тоже хочется как-то, во-первых, в принципе, оживить, потому что за пандемию и прочее все свелось к мини-фестивалям в основном и проектам МедО. Возможно, вернется Лекторий обратно, возможно, получится сделать что-то еще, но это тоже будет понятно позже.

В этом году мы, вроде как, привлекли довольно большое количество денег. Но финально этого пока не знаем. Если у нас получится, то, скорее всего, начнем продумывать «Летнюю школу» стратегически, не на один сезон, а на два, на три. И это, возможно, даст нам больше свободы.

Идут разговоры про обновление базы. Кажется, мы можем подойти в этом году наконец-таки к обновлению туалетов. Но очень страшно говорить вообще что-то здесь определенное, потому что каждый год мы обсуждаем, что надо бы что-то сделать с туалетами, и каждый год пока с ними ничего не происходило. Кажется, в этом году может что-то получиться.

2025:

Я вообще забыл, что рассказывал в прошлый раз! Но вроде бы в целом все так и получилось, особенно если верить словам окружающих — спокойный сезон без особых эксцессов, драм, проблем, беспокойств и так далее. Не то чтобы совсем все гладко вышло, но и надрыва не ощущалось, а это как раз самое важное, на мой взгляд.

А еще у нас получилось — у большого «нас» — попробовать разное и многое сделать в межсезонье. Зимнюю ЛШ провели, Новый год вместе отметили, сунулись в какие-то другие сферы, до которых руки раньше не доходили. Хотя нередко оказывалось, что у ЛШ чего-то все еще нет (например, пресс-службы). Но мы думаем и об этом.

Что касается грядущего сезона, то, опять же, главное — меня устроит, если он получится столь же спокойным, нормальным, без надрыва. А большего мне и не надо!

Моя планка не высока и не низка, она, скорее, реалистична. Когда меня что-то сильно беспокоило в оргпроцессах, многие мне напоминали: директор влияет не столько на проведение сезона, сколько на общий «вайб», фон происходящего.

Есть кому заниматься подрядчиками, делать таблички и договариваться с людьми, косить траву и бороться с бюрократами. Директор же нужен, чтобы все это делать, не знаю, весело? Радостно? С удовольствием? Что-то такое. В общем, я постараюсь, чтобы и этот сезон прошел спокойно.

Что касается обновления базы… Это вечная тема, конечно. Скажу так: мы зафиксировали список задач, которые нужно решить, чтобы грядущий сезон прошел комфортно. И сейчас работаем над тем, чтобы нужные нам работы были проведены.


О том, что хочется улучшить

2024:

— На позиции главреда Пресс-избы от «Летней школы» всегда возникало ощущение некоторого аврала, что многие вещи делаются в состоянии, ну, вот такого ажиотажа, что это надо сделать быстро, прямо сейчас, что-то такое.

Хочется сделать так, чтобы процессы стали более прозрачными и понятными, появились четкие инструкции, и они все были собраны в одном месте и правильно представлены. Не систематизировать, а скорее институционализировать — зафиксировать задачи, которые делаются из года в год, чтобы их было легче передавать новым людям.

Например, когда в Пресс-избу добавляются новички, онбординг проходит уже без особых усилий. С директорством почему-то так не работает. Почему — не знаю, но у меня не было такого, что меня посадили и выдали все инструкции. Единого источника информации, с которым можно было бы работать, нет.

Нет такого, что ты открываешь документ, и там строка: «Март: начни спрашивать об этом, собери то, отправь туда-то». Вместо этого ты чувствуешь некий зуд в начале марта и такой: «А когда это начинается?» А тебе отвечают: «Ой, не парься, я сделаю». И дальше у меня, как у тревожного человека, возникает вопрос. «Не парься» — значит вообще не вспоминать об этом вопросе, или все-таки надо париться, но позже?

Если сводить роль директора к регулировке движения разных рабочих групп и людей, по моему опыту, не хватает, собственно, указания на то, какие у тебя дороги и какие на них есть пункты.

Получается, что от директора зависит какая-то огромная неопределенная область всего, от него ждут каких-то решений, о которых, возможно, он и не в курсе.

Одновременно хочется, чтобы эта должность перестала восприниматься как обуза, как бесконечный просто груз ответственности, на который ты подписываешься.

На ЛШ огромное количество опытных людей, и я точно не самый лучший из них в плане менеджмента, администрирования, летнешкольного опыта, навыков и всего остального. Но страх этой сверхответственности, я уверен, бьет довольно сильно по мотивации и инициативе многих, кто мог бы участвовать более активно в организации сезона.

Я надеюсь, у нас получится в конце сезона сделать мануал директора с календарем и прописанными процессами, когда, кто и что запускает, что для этого необходимо сделать и в какой момент.

И что в итоге директор на «Летней школе» станет менеджером с четкой работой, объемы которой можно понять еще на берегу, а не Прометеем или Сизифом, который попадает в рабство на год.

2025:

Ну, начнем с конца: мануал директора сделать не получилось! Пока. Но я начал, правда! Уже завел специальный документ. И все еще надеюсь его дописать, это мой пет-проджект.

Есть ощущение, что представление о директорской сверхответственности и исключительности позиции изменилось. Множество задач я делегировал и просто отслеживал, проверял, напоминал — это отнимает не меньше времени, оказывается, но это уже другое взаимодействие, нежели ты сам сидишь ночами и сверяешь документы с табличками, таблички с людьми и так далее.

Но мне все еще тревожно! Хотя чаще всего это пустые беспокойства, так что, видимо, просто я человек такой. При том, что и в целом «Летняя школа», и директорская позиция в частности сделали меня увереннее. Если что-то идет не так, я в 90% случаев уверен в том, что делаю, знаю, что делаю, и у меня нет сомнений, правильно я поступаю или нет. И надеюсь, что мои решения в итоге соответствуют объективности и справедливости.

В остальном — я стараюсь предлагать людям как можно чаще включаться в оргпроцессы, вне зависимости от их статуса на ЛШ.

(Кстати, самый прямой способ включиться в оргпроцессы — это подать заявку в Избу).

Для этого была создана Межсезонная изба, в которую звали всех желающих. Мы вместе анализировали опыт прошлого сезона, проводили мероприятия, делали новый мерч. И такая работа показала, что запрос у сообщества на все это есть, и стоит двигаться в сторону большей активности в межсезонье, большего количества мероприятий. Надеюсь, что в следующий раз у нас получится еще круче.

Еще что-то начинать улучшать не хочу, хочу, чтобы уже начатое становилось лучше.


О том, что важнее всего на ЛШ

2024:

Я искренне считаю, что «Летняя школа» — это сейчас, возможно, единственный оставшийся проект на территории России, который сохраняет за собой свободу, открытость и возможность пробовать новое.

У нас есть довольно большое пространство для самореализации, для действий, которые затрагивают непосредственно нас, нашу жизнь, наши интересы и желания, а не связаны с контекстом вокруг или с чем-то еще.

Мы можем и умеем делать хорошее, доброе дело, свободно, по собственной воле и желанию. И это классно. Такого сейчас нет. Может, и есть, а я просто не знаю, — но, на мой взгляд, такого сейчас больше нигде нет.

Сейчас для многих стало явно важнее куда-то выпускать весь активный заряд, жизненную энергию, желание что-то менять к лучшему. Но все-таки, прежде всего, «Летняя школа» – это просветительский проект. Важнее всего, что каждый год к нам приезжают люди, и они открывают для себя что-то новое.

Я знаю огромное количество историй о том, как «Летняя школа» меняла людей. То есть это всегда было про способ нахождения своего места в мире. Про то, что ты хочешь на самом деле и чем тебе интересно заниматься. И про знакомство с людьми, с которыми ты готов этим заниматься, которые так же заряжены, как и ты сам.

И это в основном всегда про изменения к лучшему. Даже если ты приехал на ЛШ, неделю позанимался пиаром, и после этой мастерской понял, что никогда в жизни больше пиаром заниматься не сможешь. Это тоже позитивные изменения.

2025:

Лю. Ди. Вот что важнее всего на ЛШ. Не отказываюсь от прошлогодних слов, но без людей — и без таких людей, какие есть — все вышло бы абсолютно иначе. Тут бы, по-хорошему, не рассусоливаться о себе, а просто выдать список имен, которые сделали для меня директорство возможным, приятным, классным и научающим опытом. С которыми и в дождь разгружаться весело, и в Кимры за сантехникой кататься интересно, и просто сидеть, слушать, смотреть — быть рядом — лучше всего.

Вот сейчас обо всем этом подумал и сразу такой прилив тепла ощущаю. Или это в окно ветром дует?

В общем, как сезон пройдет, я обязательно выкачу на сайт список лучших людей. Как там в меме? «Когда я перестану быть директором, я ничего не скажу, но будут знаки».


Текст: Лена Кирсанова
Фото: Слава Замыслов, Юля Клюкина