В декабре 2024 года Изба провела в Москве летнешкольный Новый год и пришла к выводу, что мероприятий в межсезонье должно быть больше. Так появилась идея провести зимний ЛШ-интенсив.
Шестеренки закрутились, натянулись телефонные линии, нашлась заснеженная база, зашуршали договоры, включились организаторы мастерских. И уже в феврале 120 человек в составе шести мастерских нырнули в учебу на Зимней «Летней школе» (ЗЛШ). Встретили старых и новых друзей, оценили «тепличные» условия и зарядились энергией до самого июля.
Пресс-изба провела эти четыре дня бок о бок с другими участниками. Мы устраивали планерки на ковре у лифта, заваривали кофе водой из кулера, разговаривали с мастерскими, снимали занятия, финальные показы и развлечения. А сейчас готовы рассказать и показать, как это было.
Бравые представители Избы и Пресс-избы
Зимнелетнешкольников принял учебно-спортивный комплекс «Менделеево» под Зеленоградом. Вокруг — лес, небо и почти ничего кроме. Еще чуть-чуть, и получится даже вообразить шум Волги за беседкой.
Всех расселили по двух- и трехместным номерам. В каждом есть ванная комната, постояльцам выдают набор постельного белья и полотенец.
Стены тонкие и легко пропускают звуки: вот сосед разучивает музыкальную партию, а теперь принимает душ или обсуждает дневные пары. Важно позаботиться об остальных отдыхающих в комплексе, поэтому режим тишины стартует уже в 22:00. И впереди — ночь сна в тепле на мягкой кровати.
Три раза в день нас кормили в столовой на первом этаже. Никаких дежурств по кухне и помывке посуды! На завтрак варят несколько каш, пекут блины, готовят творожную запеканку и омлет. Обед состоит из «первого» супа, «второго» основного блюда и салата, запить можно вкуснейшим ягодным компотом. На ужин предлагают выбрать гарнир с котлетами, овощами, курицей или мясным соусом, из салатов есть винегрет, крабовый, капустный, оливье, свекольный.
Если силы на исходе или не удалось проснуться к завтраку, можно подкрепиться сладостями в буфете. А для бодрости взять кофе в автомате — там даже кокосовый раф есть.
Добраться до спален на шестом-седьмом этажах можно на лифте, если после учебного дня и ужина не получается закатить себя на лестницу.
Есть WI-FI, мобильная связь тоже ловит. Подключиться к интернету получается не из каждого угла корпуса, но найти место для работы с ноутбуком можно всегда.
Мы попали в «теплицу», чтобы сосредоточиться на самом главном: программе своей мастерской, общении с единомышленниками, разработке личных и совместных проектов.
Впрочем, развлекаться тоже успевали! Играли в волейбол и ЧГК, провели пвп-караоке и наделали коллажей
Для опытных мастерских ЗЛШ стала не только поводом собраться снова, но и возможностью поэкспериментировать. Оказалось, что в формат интенсива идеально вписываются программы, до которых летом часто не доходят руки. А еще на коротком заезде можно погрузиться в конкретную тему с головой, а на выходе обнаружить в себе интересные перемены.
Медиатор — это проводник для всех, кто хочет понять искусство и познакомиться с ним в музеях, арт-пространствах и других институциях. Медиатор поддерживает диалог между произведением и посетителем, помогает посетителям найти в художественном высказывании собственные новые смыслы.
Мастерская культурной медиации работает уже четвертый год. Там не бывает преподавателей, все становятся экспертами для всех. Они делятся опытом и вместе ищут новые инструменты медиации.
И не только на ЛШ: вокруг мастерской уже сформировалось сообщество людей, близких к искусству и неравнодушных к посетительскому опыту. В межсезонье они собираются на семинары по культурной медиации онлайн и офлайн.
Каждая встреча МКМ уникальна благодаря участникам и участницам, которые приезжают. И заезд на Зимнюю «Летнюю школу» не стал исключением:
— Как всегда, мы коллективно учились и учили, много смеялись, искали точки соприкосновения, знакомились, медиировали все на свете и даже «Смешариков» успели посмотреть! — рассказывают организаторы мастерской.
Как выяснилось, просмотр «Смешариков» проходил в рамках обсуждения источников, которые могут быть полезны тем, кто интересуется медиацией. В итоге участники мастерской составили список серьезных (и не очень) рекомендаций что почитать и посмотреть. Найти его можно в канале МКМ.
ПсихО — один из «ветеранов» ЛШ, в этом году мастерская планирует открыться уже в 12-й раз.
Летняя программа обычно посвящена знакомству с несколькими психотерапевтическими подходами. Но в насыщенное расписание не всегда «влезают» отдельные занятия по супервизии и интервизии, этике в работе, психологическим сообществам, заботе о себе и профилактике выгорания. Зато им нашлось место на ЗЛШ.
— Большинство занятий проходило в формате дискуссий, — рассказала куратор взрослых участников ПсихО Юля Гайворонская. — Были и лекции: к нам приезжала преподавательница по психодраме и по ориентированной на решение краткосрочной терапии. Эти подходы мы пока не добавляли в основную программу сезона.
Сейчас организаторы уже готовят летнюю программу. Обещают, что она тоже будет очень интенсивной, и те, кому интересны разные подходы в психотерапии, смогут в них погрузиться и вынести знания и опыт, которые будут полезны им в работе.
А еще ПсихО успело провести спидфрендинг для всех зимне-летнешкольников!
Мастерская открылась в 2024 году и уже покорила сердца летнешкольников мюзиклом по «Гранатовому браслету».
В этот раз участники не отстают от самих себя. На коротком интенсиве в рамках ЗЛШ они сосредоточились на дуэтах, и к финальному дню успели подготовить музыкальные номера. Возможно, не вполне отрепетированные — но достаточно трогательные, чтобы заставить плакать зимнелетнешкольного директора и аплодировать всех остальных.
Ребята превратили аудиторию с зеркалами в театральный зал, а несколько обычных парт и стульев — в разнообразные декорации: тюремные решетки Нотр-Дама, маникюрный стол, закулисье кабаре.
Каждый бросил вызов себе. Эстрадники пробовали силы в академической манере и наоборот. Кто-то впервые брался за материал на иностранном языке или вокализ (вокальное произведение без слов). А для некоторых была в новинку форма дуэта, в отличие от хорового и сольного пения.
Впечатлениями от музыкального интенсива поделился Дмитрий Козлов:
— Я давно хотел попробовать себя в роли артиста театра, а еще я люблю петь. И это было то, чего я очень сильно хотел, но при этом боялся.
Из-за сжатых сроков пришлось много учить, подготавливать, репетировать. У меня получилось отключиться от всего внешнего мира и полностью погрузиться в творческую деятельность. В этом прелесть одного короткого заезда. Мне очень понравилось. Я айтишник, поэтому мне не хватает такого движа.
МЖТ существует с 2015 года. Каждый год участники выгуливают внутреннего ребенка среди сосен: то придумывают сказки и ставят спектакли, то превращают жизненные истории в стендап, то записывают и изучают летнешкольный шум.
А четыре дня ЗЛШ ребята провели в клоунских носах (и эффектных смешных нарядов тоже хватало!). Их наставницей в мире клоунады стала Екатерина Миронова — театральный педагог, дипломированный медицинский клоун и специалист по социальной адаптации. На занятиях участники ребячились, катали друг друга по полу, смотрели сквозь рамы и рамки, лопали мыльные пузыри и много-много играли.
Жизнь без носа
Мы спросили Екатерину, что значит игра в клоунаде и почему она нужна как артистам, так и зрителям:
«Мне кажется, взрослые люди забыли, что такое играть и зачем они это делали. Моя миссия — напомнить им. Не научить, потому что это очень естественно для каждого из нас — играть. А напомнить и погрузить в это состояние.
Игра учит нас, что любое изменение легко воспринимать как предложение к действию. Не реагировать на стресс привычными реакциями "бей, беги, замри", не тушеваться и не расстраиваться. А играючи решать сложные взрослые задачи.
Вот порвались у тебя колготки перед важным собеседованием — можно на этой дырке построить весь рассказ о себе, презентовать себя как специалиста. Или обрезать колготки и сказать, что теперь это чулки. И еще кучу всего!»
Завершающий спектакль мастерская посвятила выдуманным кинодеятелям Антону Клячкину и Владимиру Понину. Чтобы познакомить зрителей с методами съемок «знаменитых» авангардистов, красноносые актеры прошли кастинг, собрали афиши и заголовки будущего шедевра, отыграли несколько созданных на ходу сценариев. И все это с прямым участием хохочущей публики!
Зимнелетнешкольники смогли глубже погрузиться в тело и эмоции, пересмотреть впечатления от собственной внешности и разрешить себе дурачиться. А еще — насладиться процессом.
Они надеются, что увезли с собой не только красный клоунский нос, но и обретенную свободу от внутренних норм, что смогут все — даже без специфичного аксессуара.
Каждое мероприятие «Летней школы» — возможность не только встретить старых друзей, но и завести новых. И зимний интенсив не стала исключением. Новые мастерские здесь тоже были — целых две! Для них это стало тестовым полигоном.
Главные виновницы, в смысле, содиректорки ЗЛШ Даша Шелудяк и Катя Зверева
«Для новых мастерских ЗЛШ — это возможность потестить свою программу с разных сторон, — рассказала содиректор Зимней «Летней школы» Дарья Шелудяк. — Например, понять, умещается ли тематический план во временные рамки, чтобы не задерживать студентов до ночи, так как на летнем сезоне это может стать серьезной проблемой. И в целом проверить, с какими препятствиями придется встретиться, и что получается с точки зрения организации, а что нет.
А для участников, которые никогда не бывали в лагере на Волге, это демо-версия полевого сезона. Уверены, что кто-то из них после ЗЛШ решится на 10-15 дней в сосновом лесу. Уверены, потому что не раз слышали это от самих зимнелетнешкольников!»
Несмотря на название, мы готовы официально назвать участников мемологов самыми серьезными и занятыми на всей ЗЛШ. Даже уговорить их оставить базу в день отъезда оказалось нелегко.
Директор мастерской Александра Русакович изучает мемы уже несколько лет, читает об этом лекции, рассказывает о трендах в канале. Ей кажется важным создать сообщество людей с разным бэкграундом, чтобы рассмотреть мемы со всех сторон.
— Мы смеемся над мемами, лайкаем и шерим их каждый день. При этом мемы мало изучают, еще не сформировалась методология для этого, — рассказала Александра. — Поэтому так интересно их рассматривать с точки зрения разных наук и как практический материал для учителей, маркетологов, журналистов.
За время ЗЛШ в мастерской все сдружились и не раз горячо дискутировали. Больше всего участников интересовало, почему какие-то события или персонажи становятся мемными, а какие-то нет; как применять и создавать мемы, как их исследовать.
Коллеги знакомили друг друга с возможностями своих дисциплин, от философии до научной коммуникации. Слушали преподавателей, изучающих юмор, анекдоты, блогерство. Кроме того, каждый мог поделиться своей идеей или проектом, чтобы получить обратную связь и даже договориться о будущей совместной работе.
Узнать аудиторию этой мастерской было легко: темно в любое время. Лампы почти не включают, окна тщательно зашторили, из источников света — только проектор и экраны ноутбуков. Ничего не мешает смотреть, слушать и звучать.
Узнать самих участников чуть сложнее. Хотя каждый носит с собой камеру, нередко их принимают за посланников Пресс-избы. (Хранители кинопамяти, мы будем рады вам в Пресс-избе, если что!).
Тема короткого заезда — звуковое кино. Такое, где звук перестает быть аккомпанементом и становится главным героем.
— Лучший способ учиться кино — погрузиться в процесс. Ты учишься читать и выявлять, какие элементы вызывают определенные чувства. Зная, как выглядят чувства на языке кино, ты можешь использовать эти элементы в определенной последовательности или форме, чтобы создать что-то новое. Ты можешь не только прочитать и увидеть, но и сказать о чем-то потом кадрами, — рассказал ответственный за учебную программу Григорий Горбов.
Чтобы научиться читать знаковую систему кино, участники много смотрели и обсуждали кино — по частям, по слогам, по точкам и запятым. А потом уходили снимать работы, чтобы составить свои высказывания на языке кинопамяти.
Почему кинопамяти? По мнению организаторов мастерской, этот термин передает суть хорошего кино.
— Любой кадр или изображение фиксирует время, которое можно почувствовать. Время тесно связано с памятью, как и человек. Хороший фильм отвечает на вопрос, что такое человек, а человек во многом про память. Каждый человек состоит из того памятного прошлого, которое сформировало его сейчас, — объяснил Григорий Горбов.
Посмотреть, что получилось у «Кинопамяти», мы смогли уже в Москве. Показ работ прошел 26 февраля в галерее Île Thélème. Экспериментальный репортаж и фотографии можно посмотреть в нашем телеграм-канале.
«Судя по отзывам и по нашим впечатлениям — формат зашел, — рассказывает содиректорка Катя Зверева. — А для некоторых участников ЗЛШ стала отличной возможностью попробовать новые, необычные для себя мастерские, на которые летом они по разным причинам не смогли бы поехать.
Да, в Менделеево ощущения другие, чем на "Летней школе", но что-то от летнешкольного духа там было, и это очень круто».
Изба собрала подробную обратную связь от участников и уехала думать над будущим ЗЛШ, готовиться к другим межсезонным мероприятиями и полевому сезону. Пресс-изба отсматривает, отслушивает и публикует собранный материал. Организаторы шлифуют учебные программы и софтскилы, чтобы «Летняя школа» продолжала нести знания и формировать профессиональные сообщества. Участники копят силы для палаточной жизни и разрабатывают собственные проекты.
Если у «Летней школы» и есть передышка, затишье, то совсем ненадолго. Ждите нас с новостями, а мы будем ждать вас.
Текст: Яра Гуляева, Лена Кирсанова
Фото: Алиса Потапова, Антонина Широких, Галя Кулемина
Фото: Антонина Широких