Директор мастерской Анимации Саша Харитонова: Привет, меня зовут Саша Харитонова, я директор мастерской анимации. В этом году мы открываемся на «Летней школе», можно сказать, что в первый раз как отдельная мастерская. Потому что в прошлом году мы открывались как отделение мастерской иллюстрации. Мы занимаемся авторским анимационным кино, хотим собрать в этом году на «Летней школе» небольшую анимационную студию и сделать совместный проект, результатом которого станет мультфильм.
Корреспондентка Пресс-избы «Летней школы» Альбина Ахатова: А совместный с кем — с вашими информационными партнерами? Или с кем-то из других мастерских, например, иллюстрации?
С.Х.: Нет, иллюстрация в этом году взяла отпуск. А мы хотим сделать мультфильм совместно с теми людьми, которые к нам приедут. Мы набираем команду аниматоров, начинающих или уже профессиональных, и по нашей идее, эта команда сможет создать полноценный мультфильм за 2 недели, которые мы проведем на «Летней школе».
А.А.: А есть какие-то идеи, про что будет этот мультфильм? Или это все-таки пока секрет?
С.Х.: Пока мы только разрабатываем проект. В прошлом году мы делали клип для Хадн Дадн, это наши друзья. И его очень хорошо приняли во внешнем мире: он получил ротации на канале 2X2, хорошо зашел на Youtube, собрал какое-то большое количество просмотров. И мы склоняемся опять-таки к музыкальному видео. Возможно, это тоже клип, потому что понятно, что этот результат можно распространить, и его увидит большое количество людей. Да, и в этом году мы хотим сделать какой-то более экспериментальный проект. То есть использовать много разных анимационных техник — эксперимент, где в одном фильме смешивается и рисованная анимация, и stop-motion анимация, и видеосъемка какая-то, и возможно какие-то костюмы, маски.
А.А.: А можешь рассказать, кто все эти люди, которые будут помогать при работе с мультфильмом и которые будут учить вас?
С.Х.: Сейчас мы подготавливаем почву для того, кто к нам приедет на школу. И мы надеемся, что мы зовем людей на какую-то тему. То есть, допустим, у нас есть тема пикселяция. Пикселяция — это анимация, где в роли анимированных объектов выступают люди. И у нас есть друг, который занимается пикселяцией довольно успешно, Миша Солошенко, например. И мы хотим его пригласить конкретно на эту тему. Сейчас у нас идея такая: мы зовем конкретно под задачи нашего проекта людей, которые шарят в этой анимационной области, и вместе с ними делаем какой-то кусочек клипа. Но если к нам кто-то по какой-то теме не доедет, такое тоже случается, мы вполне справимся своими силами, потому что все эти техники мы пробовали когда-то делать и в принципе представляем, как это работает.
А.А.: А напомни, пожалуйста, вашая мастерская все-таки взрослая? Я имею в виду, школьник перед поступлением в какой-нибудь дизайнерский или кинематографический вуз не может попасть на мастерскую и приобрести немного опыта?
С.Х.: У нас мастерская 18+. Но школьники бывают разные, бывают и совершеннолетние, которые поступают. Нет, на самом деле, это может быть и школьник, но у нас больше не образовательный курс, а интенсив для людей, которые хотя бы немного в теме и делают анимацию. Они могут делать анимацию у себя дома, но они уже ее делают, уже включены в какой-то процесс. Это, скорее, не обучающий курс, а погружение в профессиональную среду.
А.А.: У вас мастерская творческая, и формат занятий, скорее, будет отличаться от формата академических мастерских. Какие у вас формы и форматы обучения предусмотрены? Это же будет не обычная лекция, а практическая лекция или что-то такое.
С.Х.: Да, ты права. У нас получается так, что из-за того, что мы хотим сделать мультфильм, нам нужно все время что-то делать, и в принципе день построен все время на работе над заданиями или этапами производства мультфильма, которые мы озвучиваем. То есть мы приезжаем на школу, обустраиваемся, и первое, чем мы занимаемся по проекту, это мозговой штурм — когда все участники мастерской садятся за стол и от каких-то вводных данных, примерной идеи начинают накидывать идеи, включаясь в процесс. Когда этап пройден, мы придумали сценарий и разработали примерно все, что мы должны пройти в фильме, мы переходим к аниматике или к отсъемке конкретной техники. Мы, допустим, знаем, что у нас есть кусок пикселяции, и делаем декорации для нее, потом идем снимать эту пикселяцию. Как-то так устроены наши занятия. Плюс к нам периодически приезжают лекторы. И если это лектор, который направлен на наш проект, то мы вместе с ним осваиваем какую-то технику, и этот материал идет в клип. А если это лектор, как Вася Чирков, который приезжал к нам в прошлом году и просто читал длинную, на несколько часов лекцию про анимацию, это стандартная лекция, которая тоже погружает в тему. Теории гораздо меньше, чем практики.
А.А.: Говоря про практику. Как я помню, мастерская иллюстрация все время находилась в лагере и рисовала что-то. У вас будет тоже ручная работа или на компьютере?
С.Х.: У нас будет 50/50. Потому что в условиях лагеря сложно привезти на 10 человек участников 10 наборов для того, чтобы сделать ручную анимацию. Но в прошлом году мы использовали такую технику: мы занимались рисованной анимацией на компьютере в фотошопе, потом распечатывали на принтере и уже делали заливку руками, как бы комбинировали компьютер и рукотворный труд. В этом году мы планируем также: что-то делать на компьютере, что-то снимать руками. Ну и какие-то декорации делать руками. Но не уверена, что мы будем ходить по лагерю и рисовать. Скорее всего, мы будем кучковаться и рисовать.
А.А.: Спасибо большое, что смогла дозвониться и подстроиться.
Подробнее о мастерской Анимации.
Ася Миллер, Мария Русанова, Альбина Ахатова, Андрей Ромашков