Мастерская художественного кино: интервью Даулета Жанайдарова

28 апреля 2018 г.

МаХуК

Все интервью ЛШ-2018 на Soundcloud

Слушать в iTunes

Андрей: Сегодня записываем подкаст про мастерскую «МаХуК», Мастерскую художественного кино, с нами ее координатор, Даулет Жанайдаров.

Даулет: Здравствуйте!

А.Р.: Привет, Даулет! Итак, Мастерская художественного кино. Сперва расставим точки над i: это про познание кино или про его сотворение? Чему именно у вас учат?

Д.Ж.: Если мы зачем-то хотим разделять познание кино и его сотворение, то скорее наша первичная интенция, намерение, была именно про познание кино. Мы все его очень любим, заворожены магией и хотели передать это людям, которые к нам приедут. При этом сложно говорить, что общее, потому что у нас три отделения: режиссерское, киноведческое и актерское. И у каждого своя специфика.

Понятно, что на киноведческом отделении будет меньше практики и сотворения кино, чем на режиссерском. При этом, в той или иной степени, все участники мастерской для того, чтобы познать кино, и для того, чтобы понять лучше, должны будут заниматься съемками. То есть на определенных видеогаммах, упражнениях, коротких сюжетах, которые они будут снимать, они лучше поймут, что такое, собственно, кино.

Финальный продукт на режиссерском отделении — это короткометражный фильм, который они придумают и снимут в течение двух недель на Летней школе, и мы поможем им развить его. Как мне кажется, общая цель, в том числе, — это познание себя в кино. Потому что все мы любим кино, то есть, если нас спросят, нет таких людей, которые скажут «я не люблю».

И всем нам кажется, что мы хотели бы снимать кино или писать о кино, или сниматься в кино. Наша мастерская как раз способ попробовать и понять, а нужно ли тебе это вообще.

То есть, если ты думаешь, что ты любишь снимать кино и записываешь видеоролики или подкаст на YouTube, или монтируешь видео, то мы говорим: «Вот, попробуй, у тебя есть рабочий день, 5 часов, тебе за это время нужно придумать, снять, смонтировать короткий сюжет, заставить актеров делать, что тебе нужно, настроить камеру». И многие люди, которые приезжали, они понимали, что они, допустим, не могут заставить актеров стоять в реке, холодной воде, час, потому что им неудобно. А это необходимое качество. И вот, про связанный аспект, это тоже очень важно, что просто попробовать и понять, хочешь ли ты, скажем, снимать кино, и можешь ли ты.

Плюс, это такой толчок к тому, для людей, которые думают: «Я когда-нибудь, наверное, что-нибудь поснимаю, мне это так нравится,» — но никак не начинают. А тут это просто нужно делать, все делают, и ты делаешь, и в этом смысле, конечно, мне кажется, это, в том числе, и про творение.

А.Р.: А какие есть требования к участникам вашей мастерской? Какая возрастная дискриминация, профессиональная, по образованию? Какие-то цензы?

Д.Ж.: Есть возрастная дискриминация, у нас 18+, только для совершеннолетних. Связано это не только с социальной ответственностью и тем, что мы не хотим становиться школьной мастерской, но и, например, мы можем показывать какие-нибудь фильмы. То есть мы не обязательно их показываем, но мы хотим иметь возможность, которой нет и не было для детей из-за различных обстоятельств. Чтобы не было с этим проблем, только 18+. К тому же это все-таки уже взрослый подход к профессии и к тому, чтобы как-то определиться, нужно тебе это или нет.

Профессиональной дискриминации нет, и в принципе любой человек, который интересуется кино, и имеет некоторые способности, навыки, и, что касается режиссерского отделения, то уже занимался чем-то подобным: снимал видеосюжеты либо в сопредельных областях, скажем, тележурналистика или театральная, или драматургия, то, конечно, мы примем.

То есть тут все индивидуально: человек может учиться или работать энергетиком или в метро, но при этом у него есть способность.

И первый опыт, который он прислал в качестве задания, а у нас в качестве задания режиссерам на заданную тему снять короткое видео. И тут, как правило, отсеивается большая часть людей, которые не готовы что-то снимать или напрягаться. По этому первому опыту уже понятно, есть у человека что-то, есть у человека внятность изложения своих мыслей в высказываниях или ее нету.

И образование тоже не обязательно, потому что мы знаем, люди таких разных профессий в истории кино приходили к тому, чтобы делать. Тем более нет к актерам или к киноведам. К киноведам больше, как правило, идут журналисты, люди, пишущие в раздел «Культура», поскольку это наиболее близкая профессия. Думаю, что, если вы думаете, что ваше образование или ваши различные биографические данные, обстоятельства почему-то мешают вам попасть к нам на мастерскую, то это не так. Важны лишь ваши способности, желание.

А.Р.: Собственно, о тебе. Чем ты занимаешься, и связан ли ты с тематикой своей мастерской профессионально? Кто делает «МаХуК» вместе с тобой?

Д.Ж.: Некоторое время я занимался видеомонтажом в различной образовательной сфере. Сейчас я пишу диссертацию про советское кино, то есть профессионально я связан, и даже можно меня назвать историком кино. Веду некоторое количество лекций про монтаж и кино 20-х, 30-х годов. Делают мастерскую разные люди: у нас выпускники, студенты Московской школы нового кино: Даша Слюсаренко, Александр Елизаров, со сценарного отделения, режиссерского, Владимир Кустов, он театральный режиссер и преподаватель в Петербуржской академии, он как раз отвечает за то, что мы стараемся дать, чтобы была определенная ясность в изложении.

Достаточно много приглашенных лекторов по разным тематикам, это и известные киноведы, и сценаристы: Евгений Казачков в позапрошлом году приезжал, скорей всего приедет в этом, Всеволод Коршунов, режиссер, в прошлом году Юрий Быков, например, приезжал, вы его, возможно, знаете, и в этом году мы с ним списывались, предварительное согласие было дано. У нас большей частью есть некоторый костяк и довольно много приглашенных лекторов, потому что каждый год мы хотим осветить для участников новые грани либо в истории кино, либо в профессии. Каждый год это новая мастерская, то есть мы не повторяем программу прошлых лет, потому что люди приезжают еще раз.

А.Р.: Можно ли сказать, что твоя мастерская может быть полезна с профессиональной точки зрения ее участникам? Может ли она стать какой-то отправной точкой в профессии или переломным моментом или скорее так, для кругозора и общей эрудиции, что, конечно, тоже важно, но это немножко другое?

Д.Ж.: Мне кажется, да. И это уже становилось не раз, то есть у нас преподаватели, Даша Слюсаренко, она приезжала в первый год и сейчас она работает в «Амедиа» для некоторых проектов. Как раз она сама рассказывала, что вот это был тот момент, когда она поняла, что она может снимать кино и что она сидит на берегу Волги и понимает, что ей нужно сделать что-то, и она снимает. Это первый толчок к тому, чтобы понять твое это или не твое и найти единомышленников. Это то, что, мне кажется, самое важное, потому что люди, которые заряжены на то, чтобы делать и создавать, и писать что-то, что интересно и тебе.

Потому что кино все таки не индивидуальное искусство, и без команды, и без связей, без понимания того, как работать в коллективе, в группе, очень сложно что-либо делать. И у нас есть эта возможность, чтобы люди со своими идеями разных проектов могли находить людей которые могут помочь что-то делать.

Которые тоже загорятся этой идеей и будут с тобой снимать документальное анимационное кино, как наши участники в Екатеринбурге, например, координируются и снимают. Актерская профессия, потому что у нас тоже одна девушка после нашей мастерской, Алена Аникина, поступила на актерский курс тоже в Московскую школу нового кино. Люди же, как правило, боятся идти в творческие профессии, боятся сказать себе: «Да, это мое, это не просто любительское увлечение или дополнительное занятие после основной деятельности». Этим можно заниматься, и есть люди, которые это делают. Как раз в таком месте самое оно проверить, а твое ли это.

При этом, конечно, некоторые приедут для того, чтобы узнать что-то новое про кино, понять, а вот как это. Я, скажем, пишу про кино, а вот как это с другой стороны, попробовать взять камеру и что-то снять? Или просто послушать хороших лекторов, это ведь тоже большая задача, но тут уже индивидуально.

А.Р.: Опиши один день твоей мастерской: какой график занятий, есть ли какая-то разница между первой неделей, второй неделей, третьей неделей, если такое имеется.

Д.Ж.: Мастерская работает две недели, и разница есть. Мы сместили на первую неделю весь образовательный блок, чтобы на второй неделе люди снимали свои проекты и занимались монологами и так далее. Поэтому киноведческое отделение работает только первую неделю и по желанию на второй остается, уже на индивидуальные проекты, либо писать о чем-либо. Возможность есть, но при этом обязательный курс длится только неделю.

Как и все мастерские на Летней школе, мы 27/7, если кто-то любит поспать или, скажем, вам необходимо спать девять часов, восемь часов в сутки, то у нас это скорее не получится, исходя из того, что очень много всего.

Начинается день в семь утра, но семь утра по желанию, потому что в это время проводится актерский тренинг, речевые разминки на берегу Волги. Это обязательно для актеров, голос у которых является самым важным инструментом, и вот она идет час. Завтрак, и с десяти часов первая пара. Это общая лекция, установочная на день, для всех отделений.

Дальше все разделяются: либо это дополнительная лекция по какой-либо профессии (для киноведов это в любом случае лекция по истории кино, для актеров это тренинг). После обеда режиссеры снимают и монтируют свои задания, которые им даются на каждый день: внутрикадровый монтаж или освоение пространства и так далее. У актеров тоже каждый день есть задания, это не только тренинги и развитие каких-либо компетенций, навыков, но и умение работать в кадре: на разных планах, на одном плане, почувствовать и понять как работать с этим, потому что в театре и в кино это совершенно разные вещи. У киноведов это написание своих рецензий, анонсов, анализов определенных фильмов или режиссеров, это всегда индивидуально.

После ужина мы собираемся и отсматриваем все работы: и актерские, что они сняли, там монологи, и режиссерские, что они сняли, и все читаем работы киноведов, а дальше уже после общего просмотра и обсуждения, когда каждый высказывается, каждому говорят что не так, что так, у нас общий просмотр фильма, который завершает день, и это уже по желанию, но тоже может уходить в ночь. При этом будет обсуждение работ и самое важное, оно часто затягивается, из-за этого мало сна. Дальше все до следующего дня

А.Р.: Какое-нибудь напутствие у тебя есть тем, кто сейчас это слушает и подумывает, чтобы подать заявку на твою мастерскую?

Д.Ж.: Если вы подумываете и если вы вдруг боитесь и думаете, что это не для вас, то просто начните, заставьте себя делать.

Если вы думаете, что вы неспособны или что вы недостаточно хороши, то стоит все-таки подать, и мы уже вам скажем, подходите вы на мастерскую или нет. Так что не нужно бояться!

А.Р.: Спасибо огромное!

Подробнее о мастерской

Подать заявку на мастерскую

Ещё подкасты

14 мая 2019 г.

1 мая 2019 г.

1 мая 2019 г.

30 апреля 2019 г.

30 апреля 2019 г.

29 апреля 2019 г.

28 апреля 2019 г.

27 апреля 2019 г.

27 апреля 2019 г.

27 апреля 2019 г.

>> все подкасты