Главный редактор Пресс-избы «Летней школы» Андрей Ромашков: Это подкаст о мастерских «Летней школы», в этот раз у нас мастерская «Проектная фотография». Я главный редактор Пресс-избы, Андрей Ромашков, и со мной Алина Десятниченко, директор этой мастерской. Алин, расскажи, чем будет заниматься твоя мастерская.
Директор мастерской «Проектная фотография» Алина Десятниченко: Участники нашей мастерской будут изучать фотографию, то, как ее можно использовать в личных целях или для того, чтобы исследовать какую-то определенную тему. И вообще в принципе возможности фотографии — есть ли у нее какие-то конечные возможности, например [смеется].
А.Р.: А чем проектная фотография отличается от непроектной?
А.Д.: Когда ты делаешь фотопроект, у тебя есть какая-то определенная концепция. Тема, которую ты хочешь исследовать. Ты берешь определенную форму для исследования, делаешь полноценное исследование. Фото — это скорее конечный, видимый результат твоей работы. Можно даже сравнить это с научной деятельностью, только скорее более творческой интерпретации. Обычная же фотография более прикладная и выполняет более простые задачи.
А.Р.: То есть можно сказать, что проектная фотография — это когда кто-то производит и собирает серию снимков, объединенных некоторой идеей.
А.Д.: Ну, грубо говоря, да.
А.Р.: А скажи, пожалуйста, кого вы ждете на этой мастерской? Это школьники, студенты, профессиональные фотографы или, наоборот, начинающие?
А.Д.: Можно сказать, что мы ждем всех, кто интересуется фотографией, возможно, уже имеет какое-то четкое представление о том, что он хочет, например, развить свои возможности, прокачать скиллы, расширить свое понимание фотографии. Либо начинающих, которые только более-менее освоили фотоаппарат. Хотя, на самом деле, умение фотографировать — это не главный критерий, это скорее мотивация. Если человек понимает, что фотография — это именно то, чего ему всегда не хватало, то он наш — со всеми потрохами [смеется].
А.Р.: Скажи, а чем ты занимаешься и чем занимаются другие координаторы мастерской?
А.Д.: Мы фотографируем [смеется]. Каждый так или иначе работает либо занимается искусством с использованием фотографии. Например, я фото-журналист и документальный фотограф, работаю по большей части в Южном федеральном округе и сотрудничаю с разными изданиями, например, с «Такими делами» или с «Новой газетой». Даша Трофимова — художница и документальный фотограф, иногда делает какие-то темы по заданию, например, The Village. Слава Замыслов — снимает коммерческие мероприятия и выступает как фотожурналист. Настя Чистякова — фотограф из Твери, она также снимает личные и документальные проекты и работает фотожурналистом в местных изданиях.
У каждого в нашей команде есть плюс-минус около пяти-десяти лет опыта в этой области. И мы решили, что будем приглашать только практикующих специалистов, чтобы не ударяться именно в образовательную часть. Потому что в последнее время становится модным открывать свои фотошколы, и по сути те, кто там ведет, занимаются образованием. А нам интересно именно общение с работающими коллегами, чтобы можно было без каких-то экивоков поделиться наболевшим и понять, что ты не одинок в проблемах, которые у тебя есть, с ними сталкивались и сталкиваются все. Это одна из задач.
А.Р.: Скажи, пожалуйста, у вас будет скорее теоретическая или проектная мастерская — мастерская-воркшоп, простите за выражение?
А.Д.: Да, у нас второй вариант. Теоретическая часть у нас будет только в самом начале. Вернее, нет, какие-то лекции у нас будут в течение всех этих двух недель, конечно же, но мы нацелены больше на то, чтобы ручками прочувствовать, что же это такое — заниматься проектной фотографией. Участники будут делать личные проекты, они выберут несколько тем и какой-то метод работы с фотографией — может быть, один, а может быть, и несколько. Может быть, они изобретут какой-нибудь новый подход — это было бы очень круто. На самом деле, мы даже этого ждем. И конечный результат — либо выставка, либо выпуск фотозинов, либо публикации в СМИ: ради этого мы приглашаем художников — опытных коллег, редакторов, которым можно будет показать свое портфолио и обсудить тему, которую они собираются делать. И возможно будут какие-то публикации в СМИ. Например, у нас есть договоренность с «Такими делами». Это не означает, что они возьмут все. Это означает, что будет шанс показать кому-то и возможно это будет опубликовано в «Таких делах».
А.Р.: Ну и совсем напоследок: какое напутствие ты бы дала тем, кто нас сейчас слушает, подумывает, но еще не решил?
А.Д.: Не бояться подаваться и быть открытым всему новому. Особенно мы ждем ребят из регионов, потому что я как фотограф из регионов понимаю, насколько сложно у нас с фотообразованием, и мне кажется, наша мастерская для того, чтобы попробовать себя везде и понять, стоит ли, например, переезжать в Санкт-Петербург, чтобы поступать в одну из существующих фотошкол, или в Москву в ту же школу Родченко. Короче вариантов очень много, и наша мастерская как раз поможет понять, что делать дальше и нужно ли это.
А.Р.: Это Алина Десятниченко, директор мастерской проектной фотографии «Летней школы» 2019, я Андрей Ромашков, всем до свидания!
Подробнее о мастерской «Проектная фотография».
Ася Миллер, Мария Русанова, Альбина Ахатова, Андрей Ромашков