Корреспондентка Пресс-избы «Летней школы» Альбина Ахатова: Прежде всего я хотела бы уточнить, что такое поведенческая экономика, потому что мне как гуманитарию, который слова «экономика» боится, еще страшнее от того, что бывают они разные, эти экономики. Вот что такое поведенческая экономика?
Директор мастерской поведенческой экономики Анна Богданова: Наверное, стоит сначала сказать в целом, что такое экономика, потому что это само собой будут связанные вещи. Экономика — это точно не про деньги, это больше про модели, которые описывают процессы в мире. Но стандартные классические модели в экономике достаточно далеки от реальности и, чтобы они стали ближе, экономисты используют психологические инсайты. И собственно поведенческая экономика — это та экономика, которая позволяет просчитать принятие решений и учитывает какие-то общие шаблоны поведения, психологические паттерны. То есть это не только какие-то чисто экономические процессы, а в любом случае связанные с социумом и социальными процессами.
А.А.: У вас же, наверное, взрослая мастерская: такая непростая наука.
А.Б.: Да.
А.А.: И чем вы будет заниматься с участниками мастерской, какой проект будет?
А.Б.: Правда, что мастерская только для тех, кто старше 18, поскольку у нас все будет сильно приближено к академическим исследованиям. И вследствие этого мы как раз хотим не только дать знания, но и сразу применить их на практике. Мы планируем сделать серию «леминаров»: когда у нас есть какая-то живая дискуссия, в ходе которой мы будем рассматривать как раз актуальные исследования и где-то начиная с середины недели, мы уже будем приходить к разработке собственного ресерча, который мы как раз хотим провести на «Летней школе».
А.А.: А у вас есть какая-то информация о преподавателях, лекторах, информационных партнерах? Кто-то будет вам помогать?
А.Б.: Мы будем достаточно сильно сотрудничать с экономическим факультетом МГУ и также с Вышкой.
А.А.: А по какому критерию вы набираете на мастерскую? Все-таки это должны быть экономисты, которые понимают предмет, или какой-то условный гуманитарий может проникнуться и внезапно захотеть поизучать это?
А.Б.: На самом деле, мы хотим набрать тех, кто раньше не был знаком с пабэком [Public economics] или знает о нем совсем чуть-чуть. Мы ждем у себя на мастерской представителей всех социальных наук, поскольку данная область науки редко преподается на других направлениях, не только экономических. И мне кажется, что одна из ценностей этого направления – междисциплинарность. Если говорить о том, какой нужен бэкграунд: для того, чтобы участникам было комфортнее с нами, хорошо, если бы у них было базовое понимание статистики и, наверное, важная штука — способность к критическому мышлению. Поскольку у нас все будет сильно завязано на исследованиях, поэтому хорошо бы видеть риски, что не учли, на что не хватает отдельного контроля.
А.А.: А какой у вас будет итоговый проект, который вы представите по окончанию цикла?
А.Б.: Мы планируем, что мы проведем на «Летней школе» настоящий полевой эксперимент и сможем его уже обработать и сразу предоставить его результаты. Да, наверное, это не будет что-то достаточно масштабное и сложное, но это будет именно как раз возможность увидеть, как это делают на самом деле: как собирают данные, как обрабатывают, как моделируют сам эксперимент.
А.А.: А какая тема будет самого эксперимента? Это будет что-то про «Летнюю школу» или другое, глобальное?
А.Б.: На самом деле, наш план в том, чтобы мы вместе с участниками через 2-3 дня после начала работы мастерской подумали о том, что было бы интересно провести и посмотреть на «Летней школе». Но, конечно, заранее мы что-нибудь подготовим, потому что хорошо, когда есть какая-то точка отсчета и в крайнем случае есть уже какой-то скелет эксперимента. Про подготовленность: это скорее будет что-то про социальные предпочтения, почему предпочитают что-то одно, а не другое. Ну конкретно пока сложно что-то сказать.
А.А.: А вы предполагаете, если это будет про социальные предпочтения, как-то сотрудничать с мастерской СоцО или повседневности, например?
А.Б.: Мы как раз предполагаем до начала «Летней школы» связаться с теми мастерскими, которые будут в наше время, а собственно на 1 цикле, и с ними уже обговорить какое-то сотрудничество, его формат. Возможно будут какие-то смежные лекции. Но для проведения эксперимента нам точно будут нужны участники с других мастерских.
А.А.: Раcскажешь, как возникла идея создания такой мастерской? Потому что она вышла самостоятельно в плавание, а не стала одной из дисциплин на той же мастерской СоцО.
А.Б.: Изначально это направление было на ПсихО отдельным блоком, но была некоторая проблема: направление достаточно узкое, а на ПсихО есть и школьники, и студенты. И это не давало возможности погрузиться именно в эту тему и точно не давало достаточно знаний для того, чтобы сделать что-то еще самим. Поэтому мы решили отделиться и полностью погрузиться в эту систему.
А.А.: Ты говоришь про создание чего-то своего, про эксперимент. Это все-таки больше творческое занятие или научное?
А.Б.: Хороший вопрос. Мне лично кажется, что это ближе к науке, потому что многое нужно продумывать, весь механизм, все ли ты учел. Поэтому это будет ближе к науке.
А.А.: Как вы планируете распределять свое время? Вы будете кропотливо сидеть и трудиться или планируете какое-нибудь релаксическое мероприятие?
А.Б.: Во-первых, наша мастерская точно планирует устраивать для всей «Летней школы» дискотеки, рейвы и все-все вот это, чтобы были не все время в науке [смеется]. На самом деле, наш план такой: мы планируем не более 3 «леминаров» в день, которые будут достаточно интерактивными. Начиная, по-моему, со вторника или среды, мы хотим, чтобы у нас было еще по одному «леминару» по созданию вот этого эксперимента. Начиная где-то с четверга-пятницы мы планируем, что уже больше погрузимся в эксперимент, меньше будет лекций в принципе и мы сможем больше отдать себя наукам.
А.А.: А ты сказала «вебинарам», или мне послышалось что-то другое?
А.Б.: «Леминар» — лекция и семинар одновременно, то есть это история не про то, что лектор просто что-то говорит и все это слушают. Это про какое-то обсуждение, про разбор кейсов, белых пятен в исследованиях, сразу переход к практике.
А.А.: А ваша мастерская будет больше практическая, нежели теоретическая?
А.Б.: Сложный вопрос. Мне кажется, у нас гармоничное сочетание теории и практики. Сложно сказать, что что-то перевешивает. Наверное, по результату, да, можно сказать, что больше она практическая, но в целом хотим сделать идеальный баланс.
А.А.: Спасибо большое за ответы!
А.Б.: Спасибо, пока.
Подробнее о мастерской поведенческой экономики.
Ася Миллер, Мария Русанова, Альбина Ахатова, Андрей Ромашков