Главный редактор Пресс-избы «Летней школы» Андрей Ромашков: Итак, это подкаст «Летней школы», я Андрей Ромашков, и сегодня с нами Евгений Варшавер — директор мастерской ЦПИ (Центр полевых исследований). Привет, Евгений!
Директор мастерской «Центр полевых исследований» Евгений Варшавер: Привет! Очень рад тебя слышать и очень рад возможности рассказать про свою мастерскую.
А.Р.: Мы с тобой общались в прошлом году, и насколько я знаю, в этом году у вас будет что-то новенькое, какое-то продолжение программы прошлого года. Расскажи, что будет нового на твоей мастерской?
Е.В.: Это действительно продолжение. В прошлом году мы занимались этничностью на Волге, а это такая очень широкая тема, и завязана она на современных исследованиях международной проблемы. Мы занимались тем, как люди друг друга называют и как они делают поправку на культуру. А в этом году у нас тема такая более конкретная — мы фокусируемся на том, как это все, о чем я сказал, происходит в музеях. Если ты идешь в музей, то ты можешь обратить внимание, что там тебе транслируется некоторая картина мира — и в этой картине мира есть этничность. Тебе рассказывают, то кто тут был раньше, а кто тут был позже. Тебе рассказывают, кто лучше, а кто хуже, кто главный, а кто не очень главный.
Собственно, идея состоит в том, чтобы в том же режиме, в котором мы ездим — об этом я чуть позже расскажу — изучить этот вопрос в трех национальных республиках России: Карелии, Чувашии и Калмыкии. То, как мы будем работать, не будет сильно отличаться от того, как мы это делали в прошлом году. Мы ездили на автомобилях по национальным республикам, в этом году мы будем делать то же самое. Ночевать будем в палатках, как на «Летней школе», так и в поле.
Более того, если посмотреть, как это будет выглядеть по дням или по периодам, то мы собираемся на первом цикле на «Летней школе» и создаем так называемый исследовательский инструмент, посредством чего мы будем изучать музеи, договариваемся, как мы будем это делать. После этого мы садимся в машины разъезжаемся по указанным республикам, собираем данные, ходим по музеям, заказываем экскурсии, ночуем под кустом. После этого мы возвращаемся на «Летнюю школу», встречаемся и анализируем, что у нас получилось, как происходит и как осуществляется репрезентация этничности в музеях национальных республик.
А.Р.: Скажи пожалуйста, а для кого эта мастерская? Я так понимаю, что это не для школьников, а скорее для молодых профессионалов.
Е.В.: Да, это точно не для школьников, хотя бы потому что за школьников надо как-то серьезно отвечать. Не в смысле, что мы такие безответственные, а в смысле, что нам нужны люди 18+, которые сами будут нести за себя юридическую ответственность. Идеальный типический участник нашей мастерской — это студент третьего-четвертого курса социологического факультета или магистратуры, но можно не социологического факультета, можно вообще не студента. В прошлом году у нас была хорошая конструкция участников, которая включала в себя кандидата географических наук, доцента геофака МГУ, это с одной стороны. С другой стороны, были люди, которые к социологическому или к какому-либо образованию имели весьма косвенное отношение, и все это вполне себе взлетело. Что-то мне подсказывает, что конструкция участников в этом году будет еще более пестрой, чем в прошлом, поэтому подавайтесь, будем рады рассмотреть вашу кандидатуру.
А.Р.: Ну что мы все о других, давай о тебе. Чем ты занимаешься и чем занимаются другие организаторы мастерской?
Е.В.: Наша экспедиция в рамках «Летней школы» — это одновременно наши рутинные экспедиции нашей научной группы, которая называется группа исследований миграции и этничности, она существует уже шестой год при РАНХиГС. Собственно, занимаемся мы исследованиями интеграции мигрантов в России. Делали экспедиции в Манчестер на предмет изучения этнических районов, в Киргизию на предмет изучения экономических стратегий домохозяйств и вписанности миграции в эти стратегии, в Армению на предмет изучения связи между этничностью и миграцией.
В ходе всего этого мы наработали довольно уникальный педагогический опыт, который и позволяет быть нашей экспедиции таким важным учебным полигоном, потому что, с одной стороны, мы делаем исследование, а с другой стороны, мы учим участников нашей мастерской делать это исследование. Без ложной скромности могу сказать, что людям, которые будут участвовать в этой мастерской, в принципе повезет быть под нашим руководством.
А.Р.: Скажи пожалуйста, ехать на вашу мастерскую можно только в таких профессионально-образовательных целях или можно решить, что было бы классно несколько недель почитать этничность, а потом перестать?
Е.В.: Я думаю, что лучше иметь некоторые профессиональные цели, потому что разговор пойдет профессиональный и серьезный, и опыт показывает, что всякий раз, когда мы на экспедиции задумываем выходной, все равно он получается рабочим днем. Конечно, наши экспедиции являются традиционно потогонным мероприятием. Но с другой стороны, опыт показывает, что люди, которые в принципе хотели «потрогать» эту сферу, при должном отношении вполне вписываются и могут быть и нам полезны — и мы им можем быть полезны. Поэтому, опять же, можно подаваться в довольно универсальном режиме.
А.Р.: Слушай, я тут подумал, я даже в прошлом году не задавал этот вопрос, но ведь ваша мастерская требует от участников гораздо большие финансовые затраты, чем просто участие на «Летней школы», которое условно бесплатное с рекомендованным пожертвованием. Есть какие-то предварительные оценки по этому сезону?
Е.В.: Это правда. В прошлом году совокупная стоимость, включая рекомендательное пожертвование, составляла примерно 30 тысяч, в этом году примерно то же самое, то есть мы определяем планку примерно в 25 тысяч.
А.Р.: То есть это билеты, переезд и все такое, да?
Е.В.: Это прежде всего аренда авто и бензин. Это основные статьи, а также питание в поле. Люди, которые туда поедут, будут практически на полном пансионе, за исключением полевых обедов, потому что когда ты идешь в поле, считается хорошим тоном и исследовательской гордостью, когда тебя регулярно кормят информацией, собственно, для этого будут все возможности.
Но смысл такой, что да, действительно — оно стоит больше. Мы пытались подаваться в разные фонды, в частности мы пытались договориться с Высшей школой экономики, а также с фондом «Хамовники», для того чтобы они профинансировали нашу экспедицию. Но, к сожалению, мы не смогли пока с ними договориться, и в этом году вновь центр полевых исследований будет такой складчиной участников. Хотя в следующем году мы попробуем эту ситуацию немного изменить, и планы у нас в этом смысле тоже наполеоновские: например, мы планируем поехать в Дагестан в экспедицию и изучать там шуточные отношения. Но я думаю, что это станет темой нашего подкаста уже через год. А пока просто ограничимся изучением музеев в Карелии, Калмыкии и Чувашии.
А.Р.: Отлично. Ну и напоследок: что бы ты сказал всем слушателям, которые сейчас слушают или читают расшифровку подкаста и подумывают податься на вашу мастерскую, но еще не решили?
Е.В.: Если вот я сейчас звучу немножко заумно и вы в сомнении, поймете ли вы, что там будет происходить, не бойтесь, приезжайте — я все объясню.
А.Р.: Прекрасно. Евгений Варшавер, директор мастерской ЦПИ «Летней школы» 2019 и я, Андрей Ромашков. Спасибо, Евгений!
Е.В.: Спасибо.
А.Р.: Пока!
Ася Миллер, Мария Русанова, Альбина Ахатова, Андрей Ромашков